Готов ли Казахстан к общему рынку электроэнергии?

Казахстан, как и другие страны ЕАЭС, готовится к вступлению в общий рынок электроэнергии. Каково сегодня состояние внутреннего рынка, насколько его модель отвечает главному требованию рыночной экономики - принципу конкурентности?

Общепризнано, что приоритет в реформировании энергетики среди стран СНГ принадлежит Казахстану. Если проследить процесс перевода электроэнергетики на рыночные рельсы, то стоит начать с 1993 года, когда в республике завершилось создание государственной энергетической компании с функциями единого покупателя - НЭС «Казахстан- энерго». Следующая важная дата - 1997 год. Тогда станции национального значения были выведены из состава НЭС «Казахстанэнерго» и создана национальная электросетевая компания с функциями диспетчерского управления - ОАО «KEGOC». Позднее из региональных электросетевых предприятий произошло и выделение энергосбытовых функций. В этот период практически прошла реструктуризация и проведена частичная приватизация объектов. С 2001 года начала функционировать специальная торговая площадка «КОРЭМ» - необходимый субъект рынка электрической энергии. В 2012 году началось создание рынка электрической мощности, но в этом году его ввод перенесли с 2016 года на 2019 год. Перенос сроков инициировали субъекты металлургической промышленности, поскольку в условиях кризиса введение рынка мощности могло повысить цену на их продукцию. За время рыночных реформ в Казахстане была законодательно закреплена модель рынка электроэнергии с четырьмя секторами: децентрализованный сектор, основу которого составляют двусторонние контракты; сектор централизованной торговли на специальной торговой площадке; балансирующий, на котором должно осуществляться урегулирование отклонений от заданного суточного графика, и сектор системных услуг.

Беседуя с председателем правления АО «КОРЭМ» Суиншликом Тиесовым о нерешенных еще вопросах в свете Концепции общего рынка, мы подробно остановились на несколько отрезвляющем моменте, который был отмечен и нашими партнерами по предстоящему единому энергорынку - отсутствие конкуренции в сфере поставок электроэнергии потребителям.

На вопрос: «Можно ли создать здоровую рыночную конкуренцию на энергорынке Казахстана?», реформатор, стоявший у истоков создания рыночной электроэнергетики в стране, в ту пору в чине замминистра профильного ведомства, задумчиво покачал головой: «Создать идеальную конкурентную модель рынка электроэнергии вряд ли полу- чится».

Тем не менее Суиншлик Тиесов, своими руками проводивший рыночные реформы в электроэнергетической отрасли страны, уверен в том, что нужно, не откладывая, браться за создание модели регулируемого рынка электроэнергии. К этому подвела сама жизнь, но прежде необходимо создать основу - совершенствовать законы и обозначить новые правила игры.

 

- Суиншлик Амирхамзиевич, вспомните, с чего начались рыночные реформы в электроэнергетике Казахстана?

- Переход от централизованной плановой экономики к рыночной поставил перед энергетиками задачу пути реформирования отрасли путем перехода к конкурентному рынку электроэнергии. Был учтен опыт, выработанный в электроэнергетической отрасли США, Европы, где были прецеденты выстраивания рыночной электроэнергетики. Для нас этот опыт был показателен тем, что электроэнергетика в этих регионах издавна работала в условиях конкуренции, рыночной экономики и не была преградой на пути экономической жизни этих государств. Аккумулированный экспертами опыт и знания давали ясное понимание - если хочешь построить правильный эффективный рынок, то должен строить его на принципах конкуренции, ибо только конкурентная борьба даст справедливую рыночную цену, основанную на балансе спроса и предложения. Построение западных моделей рынка электроэнергии было основано на постулатах еще времен Адама Смита (XVIII век) - а именно на признании конкурентного рынка как наиболее эффективного способа ведения хозяйства.

Смысл эффективности строится на трех «китах», обязательных для конкурентного рынка:

 1) ценопринимающие поставщики товара;

2) хорошая форма функций затрат;

3) адекватная информация.

Ценопринимающие поставщики - это участники рынка, не пользующиеся рыночной силой и устанавливающие объем своего производства (или потребления), принимая рыночную цену как заданную. Другими словами, в конкурентной борьбе каждый продавец хочет поднять рыночную цену, а каждый покупатель хочет ее снизить. Совершенная конкуренция мешает осуществить эти намерения, так как регуляторные свойства рынка, выстроенные на балансе спроса и предложения, позволяют установить справедливую рыночную цену, которая принимается с одной стороны - поставщиком, а с другой стороны - покупателем. Желание продавать максимальный объем электроэнергии в условиях конкурентного ценообразования принуждает поставщика выстраивать максимально экономичную структуру своих затрат. Как известно, топливо является одним из емких составляющих формулы затрат производителя электроэнергии, соответственно, работа основного и вспомогательного оборудования электрических станций в максимально экономичных режимах - обязательное условие для участия в конкурентной борьбе. Наличие квалифицированного, хорошо обученного персонала приведет к ведению наиболее экономичных эксплуатационных режимов, уменьшению аварийных выходов из работы оборудования, при этом снизит затраты на устранение последствий аварийных остановок оборудования. Справедливая конкуренция возможна при определенных условиях: как можно большем числе конкурентов, прозрачных правилах ведения конкурентной борьбы. На заре рыночных реформ мы разделили электроэнергетику на производителей электроэнергии, которые должны были конкурировать между собой и, в итоге, предлагать справедливую цену за продукцию для конечного потребителя; монопольную структуру как на национальном, так и на региональном уровнях, которая этот товар доведет до потребителя.

Далее были добавлены субъекты с функцией сбыта. Их может быть несколько, они должны были искать поставщика с наименьшей ценой, а также кратчайшие пути сбыта, чтобы по наименьшей цене продать электроэнергию потребителю.

- Отчего же система не заработала?

- Учитывая движение реформ, создание конкурентного рынка, как изначально задумывалось, не удалось. В силу разных причин начали вновь создаваться вертикально интегрированные системы промышленных металлургических компаний, как метод удешевить их продукцию. В общей структуре такие крупные станции, как Аксуская, Карагандинская, Бухтарминская вошли в состав этих корпораций. А это немного немало около 20% всех установленных мощностей в электроэнергетике страны. По- мимо этого начали создаваться крупные электроэнергетические компании, которые по- средством выкупа нескольких станций сбытовых компаний начали превращаться в те же самые интегрированные системы, которые в начале рыночных реформ нами были разделены. Кроме того, в электроэнергетике изначально существует ряд особенностей, присущих только ей:

а ) процесс производства электроэнергии и ее потребление едино во времени и нет промежуточных складов для формирования запаса и дальнейшего использования на рынках;

 б) для Казахстана и России присуща высокая концентрация из-за особенностей климата, тепловых электрических станций, где основным продуктом является тепловая энергия, а электрическая энергия - сопутствующим товаром. При этом нет четкого научно обоснованного разнесения затрат на производство тепловой и электрической энергии;

в) существенная разница в издержках на производство электроэнергии на разных типах станций - угольных, атомных, гидравлических, солнечных и ветровых. Отпускные цены на таких электростанциях могут разниться от двух до десяти раз. Например, выходная цена на ГЭС не будет превышать трех тенге за 1 кВт*ч, а на солнечных электростанциях она приблизилась к тридцати тенге за 1 кВт*ч. Сравните это с тем, что даже на угольных тепловых станциях, где одинаковая технология производства электроэнергии, цена в зависимости от вида топлива и способа его доставки, может отличаться в два-три раза.

Все это вылилось в значительные до двух раз различия в уровнях цен в регионах.

 

 - То есть построение конкурентного рынка в Казахстане оказалось нереализуемым. Что делать в этой ситуации?

 - Резюмируя, видим, что те цели, которые ставились вначале, по разным причинам достичь не удалось. Сегодня надо честно признать, что создать классический конкурентный рынок в том виде, в котором понималось в свое время, не удастся. Надо учесть - рынок необязательно должен быть конкурентным. Можно регулируемый рынок с элементами конкуренции. Для этого нужно разработать законы и принципы, которые еще надо внедрить. Надо правильно, с проведением объективных экономических расчетов, учитывая свойства товара, понять: почему же невозможно создать конкурирующий рынок и каким должен быть регулируемый рынок, чтобы он стал понимаемым не только для производителей, но и для потребителей.

 

-Каким видится путь создания такого регулируемого рынка, ориентированного на потребителя?

 -В этом должны быть заинтересованы госорганы, они должны опираться на те институты, которые сейчас есть. Такие общественные организации, как энергетические ассоциации Kazenergy, КЭА. У нас есть Национальная палата предпринимателей, которая заинтересована в том, чтобы модель была достаточно устойчива и востребована для поддержания бизнеса, у нас создан Совет рынка электроэнергии, есть субъекты рынка и все они должны принять участие в разработке модели регулируемого рынка. У нас остались опытные энергетики, многие из которых уже не работают, но их, через те же общественные организации, надо привлечь к разработке этих востребованных временем документов.

Второе - надо выпестовать активный управленческий слой менеджеров, который бы мог дальше двигаться и дальше творить.

 - С 1 января 2015 года начал действовать договор о создании Евразийского экономического союза. В январе 2016 года главами государств ЕАЭС планируется подписание Концепции общего рынка. Несомненно, Казахстан рассчитывает увеличить экспорт электроэнергии в Россию. В связи с этим, Суиншлик Амирхамзиевич, вопрос к вам, как оператору отечественного энергорынка - готовы ли мы кооперироваться и создавать общий энергорынок? И каким он видится вам?

- Построение товарного рынка достаточно сложная задача. А построение рынка электроэнергии - это еще более сложная задача в силу специфичности самого товара. Как известно, электроэнергию невозможно накапливать в больших количествах. То, что производится, то и потребляется одномоментно. Кроме этого, электроэнергия, как товар, имеет большое социальное и определяющее значение в развитии всей экономики. В этом и состоит сложность построения рынка электроэнергии. Судите сами, Евросоюз почти 20 лет назад поставил задачу построить общий европейский рынок электроэнергии. До сих пор не может ее реализовать. Этого рынка еще нет.

Очевидно, что при разной степени развитости энергосистем и разных формах собственности, построить полноценный конкурентный рынок электроэнергии не удастся. Однако нужно выработать такую модель, которая бы позволяла при торговле электроэнергией получать выгоду для присоединившихся государств. Модель должна быть выстроена таким образом, чтобы она не мешала развиваться внутренним рынкам каждой страны. Чтобы внутренние рынки стимулировали работу собственных электрических станций и создавали предпосылки для развития внутренних мощностей, но при этом, при необходимости, имели возможность продавать излишки или покупать для своих потребителей недостающую электроэнергию.

Сейчас очевидно, что Беларусь, в силу того, что ей не хватает внутренних мощностей, будет больше выступать в качестве покупателя недостающей электроэнергии. А Россия и Казахстан будут иметь возможность продажи своей излишней электроэнергии.

 

- В чем выгода общего рынка для нас?

- Для Казахстана, который не имеет собственных маневренных пиковых энергомощностей, появляется возможность приобретать эти пиковые мощности на межгосударственном рынке.

 

 - Возвращаясь к главной теме нашего разговора - каким образом должна быть трансформирована действующая модель Казахстана?

- Прежде зададимся вопросом: в чем суть преображаемой модели? Чтобы максимально сохранить устоявшиеся, наработанные годами схемы электро- снабжения в регионах. Основной задачей региональных электростанций является теплоснабжение населенных пунктов. А производимая при этом электроэнергия должна продаваться, в первую очередь, в своих регионах по региональным регулируемым тарифам, при этом свободная электроэнергия должна выставляться для общего доступа на централизованные торги.

Во-вторых. Есть несколько крупных электростанций, которые работают в составе крупных корпораций. Они включались в эти компании для энергоснабжения своих корпораций по своим внутренним ценам, что создавало предпосылки для конкурентности конечной продукции. Эта система должна сохраниться. Но при этом, оставшаяся свободная электроэнергия должна ре- ализовываться опять же на централизованном оптовом рынке. Сделки на них должны производиться в виде электронных торгов - максимально прозрачно. Цены должны быть установлены рыночные: на основе спроса и предложения. Таким образом, 70-80% производимой в Казахстане электро- энергии будет реализовываться по двусторонним контрактам, а 20-25% энергии должно быть открыто для приобретения потребителями на оптовом рынке на централизованных торгах через специальную торговую площадку, обеспечивающую прозрачность, открытость и доступность сделок

 

-Спасибо за беседу.

 

Автор: Гульмира САРБАСОВА

23 октября 2015, 10:50

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854