Сколько будет стоить бензин?

Казахстан стоит на пороге очередного повышения цен на топливо. Государство планирует поднять акциз на бензин всех марок, получаемых из давальческого сырья. Причем сразу на 133%. В случае его одобрения стоимость ГСМ на автозаправочных станциях страны может значительно подорожать.

В последнее время в Казахстане тема цены на бензин лишь слегка уступала по популярности широкой дискуссии о колебаниях национальной валюты и стоимости социального хлеба.

Напомним, 4 сентября текущего года цены на самую популярную марку бензина АИ-92/93 были отправлены «в свободное плавание». С этого времени курс тенге по отношению к доллару упал на 28%. Розница пока сложилась на уровне 125-130 тенге за 1 литр, это притом, что оптовые цены в ноябре по сравнению с октябрем снизились на 4%. То есть на рынке все работают по законам конкуренции.

Здесь надо отметить следующее. Главный источник дохода недропользователя - это сама нефть. Она либо идет на экспорт, либо перерабатывается по давальческой схеме. И тут важно обозначить факторы, влияющие на нетбэк недропользователя. Нетбэк - это равнодоходная цена с внешними рынками, то есть чистая производственная стоимость.

В первую очередь сказывается ситуация, которая сложилась в целом в экономике: нефть на мировом рынке дешевеет, а в стране девальвировал тенге. В таких условиях некоторые нефтедобывающие страны стараются снизить обороты и поддержать отрасль, или хотя бы «не давить» на нее. В Казахстане пока все происходит с точностью до наоборот.

Второй фактор - это размер ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП). В нашей стране объем производства темных нефтепродуктов превышает внутренний спрос. Ставка ЭТП - 60 долларов за тонну, то есть на уровне «плодородного» для нефтегазового комплекса 2013-го. Однако «черное золото» на мировом рынке за это же время подешевело более чем на 60%. Получается, что недропользователи продают его практически с очень низкой маржой. На экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении пяти лет действует запрет.

Третий фактор - это 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Мера действует с 1 октября 2015 года. Кстати, тариф будет увеличиваться ежегодно, вплоть до 2019 года.

Впрочем, на этом проблемы недропользователей не заканчиваются. К примеру, недавно, отечественные нефтеперерабатывающие заводы подняли тарифы на услуги по переработке нефти. Так, с 1 октября 2015 года на Атырауском НПЗ повышение составило с 13,2 до 20,5 тыс. тенге за тонну, а на Павлодарском НХЗ - с 9,1 до 14,9 тыс. тенге.

Теперь нефтегазовый сектор ожидает новое повышение в виде акциза на давальческий бензин. Если следовать законам рынка, то любое изменение в структуре цены отражается на доходах. Поэтому в сложившихся условиях вполне вероятно повышение цен на ГСМ.

 

13 ноября 2015, 18:07

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854