Авторские отчисления распределят на основе спроса
РАО, ВОИС и РСП будут платить правообладателям на основе данных о спросе, поэтому ВОИС запускает онлайн-отчетность и стриминг — магазины и кафе получат официальный интернет-плеер с легальной музыкой
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая занимается сбором вознаграждения за публичное исполнение и сообщение в эфир музыки, в ноябре 2015 года запустит онлайн-сервисы для правообладателей и для пользователей — магазинов, ресторанов и проч. Об этом сообщил «Известиям» гендиректор ВОИС и Российского союза правообладателей (РСП) Андрей Кричевский. По его словам, в правила Минкульта об аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе будут внесены изменения, по которым не менее 75% вознаграждения нужно будет распределять на основании фактических данных об использовании.
В авторских обществах сетуют на недостаток отчетов
Речь идет о распределении суммы свыше 6 млрд рублей: 4,6 млрд рублей в год собирает РАО, 1 млрд — ВОИС, 2,7 млрд — РСП, 15-35% сборов они оставляют на обеспечение работы центральных офисов и представительств по стране. Эти организации действуют на бездоговорной основе, то есть все заведения (и поставщики техники в случае РСП), которые не имеют прямых договоров с правообладателями, должны платить РАО, ВОИС и РСП. Последняя организация занимается сбором 1% от ввозной стоимости импортируемой электроники и носителей, с помощью которых россияне могут копировать контент в личных целях.
— По закону мы распределяем вознаграждение правообладателям на основании фактических и статистических данных. Главное для нас во всей этой истории — достоверные сведения об об использовании тех или иных произведений, чтобы дать правообладателям реалистичные данные, а значит, более точно определить размер причитающегося вознаграждения. Идея в том, чтобы гонорары распределялись не на основе сторонних чартов, статистики и отчетов, составленных по ощущениям пользователей, которые могут занижать данные. 80-90% заведений вообще не присылают отчетов, — говорит Андрей Кричевский. — Сейчас Минкульт разрабатывает поправки в положение об аккредитации, одним из критериев ее выдачи будет техническая возможность распределять не менее 75% вознаграждения по фактическим данным. РСП, например, заказывает раз в месяц у [многопрофильной IT-компании, специализирующейся на интернет-безопасности] Group IB и других аналогичных компаний отчеты о том, что реально скачивают россияне в интернете. Мы презюмируем, что скачивание в определенном смысле соотносится с частным копированием.
К подобным активным действиям Минкультуры, которое отвечает за сферу авторских и смежных прав, и аккредитованных им менеджеров подтолкнуло летнее поручение президента о повышении прозрачности работы авторских обществ, а также последние инициативы Минкомсвязи. В этом августе министерство опубликовало проект поправок в Гражданский кодекс, которые упраздняют внедоговорное управление правами и лишают широких полномочий РАО, ВОИС и РСП. На этом фоне последние заявляют о готовности удовлетворить давно предъявляемое правообладателями требование — о прозрачности выплат, ведь для этого появились технические возможности. Напомним, до этого в 2015 году Минкультуры и авторские общества не убедили Минкомсвязи и правообладателей в необходимости ввести механизм «глобальной лицензии», она бы отменила договорное регулирование авторских прав в интернете, в состав коммуникационных тарифов включались бы контентные сборы, а распределение вознаграждения, кстати, тоже планировалось на основе анализа скачиваемости контента.
РСП оставят 1%, РАО и ВОИС ждет конкуренция
По словам Кричевского, прозрачность, в частности, для ВОИС обеспечат фактические данные интернет-сервиса с фоновой музыкой, который будут наполнять контентом сами правообладатели. Для них упростится система регистрации принадлежащих им прав в каталоге, будет меньше бумажной волокиты, а данные об использовании можно будет получить в реальном времени в личном кабинете на сайте, обещает собеседник.
— Электронный каталог пока наполняется, в нем будет более 50 тыс. произведений. С запуском интернет-плеера тарифы для пользователей не изменятся, для типичного небольшого кафе в среднем по России это чуть более 3 тыс. рублей; все 17 тыс. наших пользователей смогут пользоваться интернет-плеером бесплатно. Для этого мы закупили и продолжаем закупать серверы. Всех сразу пользователей мы не обслужим, планируем довести долю пользователей, которые подключены к плееру, до 75%, — сказал Кричевский. — Формат записей — *.mp3. Пользователь сам сможет выбрать, что какой контент ему необходим, навязывать плейлисты не будем.
Кричевский сообщил, что на данный момент ВОИС ведет переговоры с ОАО «РЖД» и его пассажирской «дочкой» ФПК — обсуждается, что на 2016 год договоры будут заключены уже исходя из использования интернет-сервиса, так как значительная доля поездов дальнего следования оснащена Wi-Fi. Скорее всего, поменяется система оплаты песен на вокзалах и в поездах: тариф отвяжут от выручки, ВОИС будет получать в зависимости от фактически исполненных фонограмм.
Замглавы департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк в разговоре с «Известиями» сообщил, что его министерство приветствует любые механизмы повышения прозрачности распределения авторских отчислений и, собственно, на это и направлены представленные в августе поправки в ГК. Он отметил, что скоро законопроект в доработанном виде будет вынесен на общественное обсуждение вновь, с учетом правок. Так, на основании поступивших мнений экспертов и бизнеса предварительно решено, что для сбора однопроцентного сбора с импортеров электроники нужно оставить одну организацию, так как этот сбор носит скорее не гражданско-правовой, а фискальный характер.
Вместе с тем, продолжает Недяк, в управлении авторскими правами нужна конкуренция и в новой версии законопроекта предполагается закрепить обязательное соответствие управленцев комплексу требований (сами требования будут перечислены либо в рамках этого законопроекта, либо подзаконного акта). Соответствие организаций критериям будет определять одно из контрольно-надзорных ведомств.
Бесплатная музыка вне закона — свободные лицензии не заработали
Плееры для бизнес-клиентов представлены с 2000-х годов за рубежом — Pandora, SiriusXM, Spotify Business, последний проект в мае 2014 года запущен в Швеции в результате сотрудничества мирового лидера музыкального стриминга Spotify и фирмы Soundtrack Your Brand.
В России похожий проект обеспечения легальной музыкой сферу услуг и торговли организовал в 2012 году томский рекламщик и ресторатор Дмитрий Пангаев — он создал сервис «Бубука», первоначальные вложения в стартап составили 8 млн рублей, из них 900 тыс. рублей дал фонд Бортника, 500 тыс. — томские власти. Тарифы «Бубуки» ниже тех, что предлагает ВОИС, — 1,5-2,5 тыс. рублей в месяц, и имеют меньше переменных, но в каталоге из 20 тыс. композиций от российских исполнителей пара тысяч треков и отечественных звезд нет, сказал Пангаев «Известиям».
По данным базы СПАРК, выручка компании в 2013 году составила 2,8 млн рублей, в 2014-м — 6 млн рублей, чистая прибыль — 101 тыс. и 31 тыс. рублей соответственно. Хотя 2015-й ранее «Бубука» планировала закончить с выручкой в 50 млн рублей, по факту проект выйдет на уровень в районе 20 млн рублей, сообщил Пангаев.
— Официальным сборщикам авторских отчислений давно было пора сделать и онлайн-систему мониторинга прав, и плеер, — говорит он. — Они этим сейчас занимаются не в последнюю очередь из-за нашей активности, правда, только процентов 15 заведений вообще хоть кому-нибудь платят. Чем крупнее город, тем эта доля выше, но в населенных пунктах с менее чем 200 тыс. человек легальной музыки, по сути, нет. По плеерам — в России сейчас с десяток более-менее заметных решений, их отношения с ВОИС довольно напряженные. Так, у нас недавно был успешный суд в Нижегородской области: ВОИС подала иск против клиента, и «Бубуку» пришлось привлечь третьей стороной, мы предоставили все документы.
Число точек общепита (основная клиентура) в кризис сократилось на 30%, оценивает Пангаев. В том числе поэтому «Бубука», сотрудничающая в основном с несколькими европейскими лейблами, недавно открыла представительство в Турции (в этом совместном предприятии ей пришлось договориться о разделении прибыли 50:50, российским представителям компания оставляет 20%) и получила первые заказы от местных торговых центров. Компания давно планировала выйти и рынок Евросоюза, но до сих пор изучает варианты. Пангаев отметил, что правообладатели всегда хотят максимальной прозрачности и до конца года «Бубука» представит им функционал, который даст отслеживать в реальном времени, в какой точке мира играет трек; также «Бубука» перейдет на систему фиксированных отчислений индивидуальным авторам, с которыми есть договор, — 5-30 копеек за каждое проигрывание.
Как вообще экономному владельцу кафе не платить никому — и крутить фоновую музыку с интернет-ресурсов, которую сами авторы на таких порталах, как Jamendo.com, пометили как разрешенную для коммерческого воспроизведения? На этот вопрос Пангаев отвечает «никак», потому что в России фактически не признаны свободные лицензии: закон не интересует источник сигнала, и он по-прежнему требует от бизнесменов документально оформленные права на музыку. Дело в том, что свободные лицензии хотя и были в 2014 году признаны Гражданским кодексом (ст. 1286.1), но создание специального российского реестра было отдано на откуп Минкультуры — регистр до сих пор не готов, это же подтверждает омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов (общественный омбудсмен при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей).
— Никакого реестра не нужно, все могут работать через сайт Creative Commons (некоммерческая организация Creative Commons систематизировала и формализовала виды свободных лицензий. — «Известия»), там как раз в основном музыкальные лицензии, а портал Jamendo.com, о котором вы сказали, работает тоже по Creative Commons. И единственные, кто мешает реализации свободных лицензий России, — это Минкультуры и Суд по интеллектуальной собственности, который, как и РАО, считает, что сначала любые права нужно отозвать у РАО, а затем ими можно управлять кому-то другому. Наличие аккредитации у РАО и ВОИС априори дает им право вмешиваться. Отзыв же прав и особенно свободных лицензий противоречит Бернской конвенции, — сказал омбудсмен.
В отношении идей и Минкульта, и Минкомсвязи Семенов скептичен.
— Зачем менять положение об аккредитации, если лицензии уже недавно выданы на 10 лет? Поправки будут через 10 лет работать? Кому они нужны? Обратной силы эти нормы иметь не будут. И почему 75%? Представьте, вы едете на машине, в трех случаях вы врезались в чьи-то машины, а в четвертый раз врубился кто-то еще, а платите всё равно вы. Три раза вы ударили сами, а четвертый оплатили просто так. Нравится такая логика? Эти 25% нужно будет вернуть пользователям, раз технологии не до конца соответствуют, — рассуждает Семенов. — Относительно законопроекта Минкомсвязи: меня не звали на обсуждение этого проекта, я предлагаю сесть и всё обсудить. Проблему нужно решать иначе: нужно разделить регулирование по правообладателям-получателям средств — по юрлицам и физлицам. Сейчас все запутано специально, чтобы никто ничего не понял. Такие структуры, как РАО, должны заниматься социальным страхованием граждан-правообладателей, как негосударственный пенсионный фонд, и именно поэтому они созданы в виде общественных организаций. А юридическим лицам вовсе не нужно, чтобы их правами кто-то управлял, это не бедные пенсионеры.
Источник, близкий к Минкультуры, на это указал, что поправка о 75% в постановление правительства от 2007 года заработает в следующем году и будут распространяться на уже аккредитованные организации, так как вопрос относится не к гражданско-правовым или уголовно-правовым, а к сфере административного права. Оперативный комментарий Минкультуры получить не удалось.
Тарас Подрез, Известия