Депутаты Сената приняли поправки по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности
Депутаты сената парламента приняли во втором чтении поправки по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности.
Ранее генеральный прокурор Жакип Асанов рассказал, что закон можно разделить на два блока. Первый усиливает защиту прав человека, второй направлен на экономию процесса.
К новеллам в пользу прав человека отнесены — сокращение сроков задержания граждан без санкции суда с 72 до 48 часов, а несовершеннолетних — до 24 часов; сокращение оснований применения меры пресечения в виде ареста по экономическим преступлениям; расширение полномочий адвокатов по внесению ходатайств и сбору доказательств.
Также граждан будут обязательно уведомлять о том, что в отношении них ранее проводились негласные следственные действия (телефонная прослушка).
Также следователь будет обязан вести дело лишь в том объеме обвинения, по которому оно изначально зарегистрировано, в противном случае прокурор либо суд будут прекращать такие дела. Это делается для того, чтобы преломить практику, когда органы расследования заводят дело по одному факту и, не найдя доказательств, начинают искать другие улики, лишь бы найти зацепку для привлечения к ответственности, отмечал Асанов.
К поправкам, способствующим экономии уголовного процесса, отнесены внедрение института приказного производства и перевод дел на электронный формат. В первом случае очевидные, несложные дела − где нет сомнений в виновности лица, добыто достаточно доказательств и потерпевший не возражает − будут вестись в порядке приказного производства. Весь процесс от момента регистрации до вердикта суда по таким делам займет в среднем 10 дней.
В Генпрокуратуре отмечали, что цифровизация уголовного процесса позволит избавиться от бюрократии, так как необходимые справки и согласования можно будет получить в электронном формате, не выходя из кабинета, а также исключит утерю и фальсификацию материалов. По словам Асанова, самое главное, что цифровизация усилит защиту прав человека, так как весь процесс будет «как на ладони».