Карин: Террористам в Казахстане «светит» слишком мягкое наказание
Карин: Террористам в Казахстане «светит» слишком мягкое наказание
Казахстан должен ввести более строгие меры ответственности в уголовный Кодекс по статье терроризм. Так считает директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлан Карин, передает корреспондент Zakon.kz.
«Наш анализ говорит о том, что имеет смысл вводить более строгие меры ответственности на отдельные статьи и пункты УК РК в части терроризма, - сказал эксперт. - Многие наши коллеги, в т.ч. судьи говорят о том, что у нас очень мягкое законодательство. Многие лица, которые участвовали в действительности террористических организаций, они получали от 3 до 7 лет тюремного заключения. Более того, один из участников нападения в Актобе 5 июня в 2011 году привлекался по статье терроризм и был осужден на 3 года».
Для сравнения он привел пример с казахстанскими студентами в США, проходившими по делу о теракте в Бостоне.
«Им грозило пожизненное только за то, что они пытались скрыть от следствия вещественное доказательство после теракта. А у нас за участие в группе, помощь, владение информацией о готовящемся теракте участники получают небольшие сроки. Поэтому по этим моментам и отдельным статьям таким как, к примеру, организация, участие, создание, можно было бы ужесточить законодательство» - сказал Карин.
При этом он отметил, что в республике до сих пор стоит вопрос о том, где и как содержать экстремистов.
«Есть дискуссия их содержать в отдельной колонии или в общих колониях, потому что вначале после событий в 2011-2012 годов были разговоры о том, что лиц, совершающих экстремистские действия надо содержать в отдельной колонии, чтобы они не распространяли эту заразу другим заключенным в учреждениях и т.д., тем более это проблема не только Казахстана. В Европе мы тоже видим примеры, когда заключенные, находясь в местах лишения свободы радикализируются. Но здесь мнения разделились, - рассказал Карин. - Если их содержать в условиях только одной колонии, тогда мы не достигаем работы по их реабилитации. Они с какими убеждениями попали в колонию, с ними же они и выйдут из спецучреждения, тогда как государство все-таки нацелено на работу по их реабилитации, в том числе и в условиях спецучреждениях».
Другой риск государства в случае содержания радикалов в одной колонии заключается в том, что вокруг этой колонии начнет создаваться община придерживающихся таких же взглядов, состоящая из родственников, близких, друзей и т.д. Таким образом, «в условиях этого населенного пункта мы имеем риск предоставить возможность появления устойчивых общин радикального толка» - заключил Карин.
Он также разъяснил, чем теракт отличается от преступления.
«Теракт от обычной криминальной акции и преступления отличается тем, что у совершающей группы есть желание добиться максимального информационного-общественного резонанса, устрашения населения, создания всеобщей паники. Конечно, их действия могут быть спровоцированы и мотивированы желанием проведения акции возмездия. Но видно при этом, что ими преследовалась цель максимального устрашения и резонанса в обществе» - подытожил он.
Татьяна Ковалева