Казахстан ждет дефицит ГСМ

 10 сентября в связи с планово-предупредительным ремонтом остановит свою работу Павлодарский НПЗ, обеспечивающий более 50% производства бензина марки АИ-92 в республике. Отсрочка недопустима ввиду погодных условий - ремонт НПЗ итак уже был перенесен на два месяца. Вместе с тем на казахстанский рынок ГСМ серьезное влияние оказывают российские цены на топливо, которые растут с начала 2015 года. У соседей литр АИ-92 в рознице продается в среднем по 33 рубля (рыночный курс RUB/KZT на 3.09.2015 составил 3,61). При этом после отмены в РК валютного коридора российская валюта уже укрепилась по отношению к тенге на 25%. Очевидно, что транспортировка самой ходовой марки бензина в Казахстан в таких условиях экономически невыгодна. И это притом, что 30% АИ-92 наша страна сегодня должна завозить из России.

Плюс ко всему в республике идет реконструкция заводов, требующая серьезных инвестиций, источник которых - заемные средства. Ввиду удорожания оборудования из-за укрепления курса доллара, возрастут и затраты НПЗ, которые они вынуждены будут переложить на тариф переработки нефти. Да и сам выпуск АИ-92 сопровождается добавлением в топливо присадок, которые в стране не производятся. Их подорожание повлечет рост себестоимости выпуска бензина.

По данным Минэнерго, Казахстан в середине июля располагал запасами бензинов в размере 258 тыс. тонн - это месячное потребление топлива в стране. Ввиду отсутствия российского импорта главными ориентиром станут именно складские запасы ГСМ и темпы их сокращения.

Последний раз в республике цены на АЗС поднимались в мае этого года - АИ-92 подорожал тогда с 99 тенге до 108 тенге. Сегодня выбор у государства невелик: ждать жесткого дефицита или повышать цены на топливо с тем, чтобы создать условия для поставок в страну импортного бензина и исключить переток ГСМ в близлежащие республики. Учитывая все вышеперечисленные факторы, не исключено, что цены на бензин в ближайшее время, по мнению аналитиков, могут подняться на 35%.

Обеспечить потребности внутреннего рынка позволит реконструкция и модернизация НПЗ, однако произойдет это не раньше 2017 года. Сейчас отечественные заводы производят в год около 1,99 млн тонн АИ-92 (по итогам 2014-го), тогда как потребность в этой марке бензина, по данным Минэнерго, составляет 2,9 млн тонн.

Напомним, последний раз Казахстан сталкивался с дефицитом ГСМ осенью 2014 года.

 

4 сентября 2015, 10:41
Источник: ИА ZAKON.KZ

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854