Казахстанскому бизнесу угрожают новым налогом
Представители казахстанских бизнес-ассоциаций бьют тревогу по поводу принятия новых поправок в национальное законодательство, облагающие отечественных производителей и импортеров товаров народного потребления, по сути, новым скрытым налогом на мусор.
Согласно принятым поправкам, внесенных законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» от 17 сентября 2015 года с 1 января 2016 года будет создана новая монопольная структура - единый оператор расширенных обязательств производителя (РОП), который будет взымать плату с казахстанских производителей и импортеров (около 1500 товарных групп) за организацию сбора, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и утилизацию отходов.
«Нас пугает тот факт, что закон, который облагает казахстанский бизнес новыми платежами и размер которых никак не обоснован и не рассчитан был принят без учета мнения производителей и импортеров. Не было проведено экономическое влияние на разные отрасли бизнеса, которые в соответствии с законом должны будут нести дополнительные расходы в связи с введением данного закона. Достаточно сказать, что в соответствии с Программой модернизации системы управления ТБО (твердо-бытовые отходы) на 2014-2050 годы планируется за первый год собрать не менее 100 миллиардов тенге», - уточняет исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков Мамытбаева Алия.
По её словам, в самом законе есть множество спорных моментов не только прямо закладывающие коррупционные моменты, а по сути толкающие бизнес уйти в серую область экономики.
«Мы граждане Казахстана, и также хотим жить в стране с нормальной экологической обстановкой. Мы осознаем всю важность реального решения проблемы мусора и его переработки. Но мы хотим видеть реальное решение проблемы, а не внедрение фиктивного механизма, суть которого сейчас сводится лишь к непрозрачному сбору денег с бизнеса. Мы готовы помогать государству и казахстанскому обществу в создании реально работающей системы сбора и транспортировки мусора, но мы против, что кто-то хочет за чужой счет создавать себе прибыльный мусороперерабатывающий бизнес!», - говорит она.
Как оказалось, внедряемая модель РОП принимается без какой-либо научно-методической и экономической экспертизы: нет оценки нынешней системы сбора и транспортировки мусора, нет подтвержденной информации об инвентаризации существующих официальных и стихийных полигонов, нет исследований по существующим мощностям и количеству существующих мусоровывозящих, сортировочных и перерабатывающих компаний.
Более того, по факту вызывает большой вопрос наличие достаточного количества предприятий мусороперерабатывающей отрасли с требующимися мощностями. В настоящее время с казахстанских предпринимателей в соответствии с Программой модернизации системы управления ТБО (твердо-бытовые отходы) на 2014-2050 годы за первый год работы планируется собрать как минимум 101 миллиард тенге. При этом создание единого оператора РОП, по мнению бизнесменов, уже нарушает существующее законодательство, поскольку утверждение Правительством одного субъекта единым оператором РОП нарушит основные принципы конкуренции, указанные в Статье 4, Закона РК «О конкуренции».
Представители бизнес-ассоциаций недоумевают, почему несмотря на прямое указание президента страны Нурсултана Назарбаева о децентрализации и передаче части государственных функций на свободный рынок в конкурентную среду, создается очередная монопольная структура, которая по сути будет взымать деньги с бизнеса по непонятной методике, при этом никак не отчитываясь об использовании собранных денег. Кроме того, по их словам, возникает резонный вопрос - проводилась ли информационно-разъяснительная работа среди предприятий малого и среднего бизнеса о планируемом введении механизма РОП и необходимости учета новых расходов в бюджете предприятий в предстоящем году?
«Реализация механизма РОП в текущем виде приведет к повсеместному удорожанию практически всех товаров народного потребления, причем все расходы в конечном итоге будут переложены на конечного потребителя. Достаточно привести следующий пример, для строительства 16 мусороперерабатывающих заводов по Казахстану необходимо порядка 348 миллиардов тенге»,- уточняет председатель Казахстанской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой компьютерной техники и сложных технических систем (КАТЭКС) Сергей Архипкин.
Он также обратился к правительству с просьбой провести анализ регуляторного воздействия всех подзаконных актов, регламентирующих механизм реализации РОП с привлечением НПП РК «Атамекен», отраслевых ассоциаций, заинтересованных сторон и экспертов.
«Мы предлагаем поэтапное внедрение механизмов РОП в соответствии с готовностью как производителей, импортеров и населения страны, так и самой мусороперерабатывающей отрасли!», - заключил он.