На рынке ГСМ все стабильно
В течение двух последних месяцев ситуация на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) остается стабильной, несмотря на многочисленные пессимистичные прогнозы некоторых экспертов и чиновников, предрекавших взлет цен на АИ-92/93 до 150 тенге за литр.
Помнится, прогнозировал такой рост сразу же после отпуска цен в свободное плавание и министр энергетики Владимир Школьник. Но этого не произошло. Напомним, в начале сентября этого года правительство Казахстана отказалось от удерживания предельных цен на ГСМ и отпустило их в свободное плавание вслед за тенге. Эта мера коснулась бензина популярной марки АИ-92/93. В тот же день автозаправочные станции повысили цены на бензин со 108 до 128-130 тенге за литр. С тех пор эта цена прочно закрепилась на ценниках автозаправочных станций, кое-где незначительно подросла.
Сейчас ситуация складывается следующим образом: в ноябре оптовые цены на ходовой бензин в среднем снизились на 3,8% (по сравнению с октябрем текущего года), розница пока «держится» на уровне 130 тенге за литр. Цены местных производителей стали ниже российских, откуда, не секрет, Казахстан завозит значительный объем ГСМ. Вот и получается, что теперь экспорт топлива из России становится нецелесообразным. И, судя по всему, дефицита ГСМ не ожидается.
Надо ли говорить, что, несмотря на отказ от государственного регулирования цен на бензин АИ-92/93, продолжается жесткий мониторинг и анализ стоимости всех видом ГСМ со стороны различных госорганов. Так что ценообразование на рынке, несмотря на расхожее мнение, не может быть результатом чьих-либо манипуляций. Основные оптовые реализаторы нефтепродуктов, или попросту трейдеры, включены в госреестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.
Можно смело сказать, что в республике создан и действует весьма эффективный механизм контроля над ценообразованием в виде запрета на установление и поддержание монопольно высоких или низких цен основными субъектами рынка. К тому же крупные компании-поставщики нефтепродуктов взяли на себя ряд социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры. При этом следует учитывать, что в условиях перманентного уменьшения мировых цен на нефть, поставка нефти на внутренний рынок позволяет недропользователям поддерживать на должном уровне темп добычи нефти, во избежание сокращения производства, рабочих мест и т.п.
Бытующее в народе мнение о том, что реализаторы ГСМ неимоверно обогащаются на продаже бензины, не совсем верно. Ранее мы уже писали, каким образом складывается оптовая цена бензина. В среднем она формируется на 61% от цены недропользователя, на 22% - от стоимости переработки нефти, плюс 16% составляют налоги. Оставшийся 1% - это и есть доход оптового поставщика. Как видим, аппетиты трейдеров более чем умеренные.
Раньше в Казахстане действительно было очень много посредников при продаже топлива и цены от этого были не всегда предсказуемыми. Но сейчас количество посредников жестко регламентируется действующим в сфере производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов законодательством. Он предусматривает, что нефтеперерабатывающий завод может перерабатывать нефть, купленную непосредственно у недропользователя. В свою очередь нефтепродукты, полученные в результате переработки, реализуются только одному оптовому поставщику.
Как мы уже отметили выше, дефицит бензина народной марки нам не грозит. Стоит также отметить, что наша страна сейчас делает акцент на увеличение выпуска объемов светлых нефтепродуктов. Полным ходом идет модернизация трех крупнейших отечественных НПЗ. Эта мера позволит в дальнейшем ликвидировать дефицит высокооктанового бензина на внутреннем рынке.