На защите бизнеса

 

Под председательством спикера Кабибуллы Джакупова состоялось пленарное заседание Мажилиса Парламента, в ходе которого был рассмотрен ряд новых законопроектов, направленных на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

В первом чтении депутаты Мажилиса одобрили проект закона с сопутствующими поправками о саморегулировании. Как отметил, представляя документ, министр национальной экономики Ерболат Досаев, законопроект разработан во исполнение Указа Президента «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в РК» и поручения, данного на заседании Совета национальных инвесторов от 11 апреля 2014 года, где было отмечено, что важный признак состоявшейся предпринимательской среды - ее способность к саморегулированию.

Сегодня, отметил Е. Досаев, государство, понимая важность создания благоприятных условий для предпринимателей, проводит беспрецедентные меры по сокращению административных барьеров и упрощению процедур.

К примеру, в 2011-2012 годах были проведены два последовательных этапа оптимизации разрешительных процедур с принятием соответствующих законов, каждый из которых предусматривал сокращение разрешений на 30%. На открытии IV сессии Парламента V созыва от 2 сентября 2014 года Главой государства поручено в течение 2015-го сократить количество разрешений еще на 50%. И данная работа, заверил Е. Досаев, проводится.

По его словам, законопроект о саморегулировании предусматривает создание совершенно нового института регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Он позволит создать условия для развития предпринимательства и выстраивания партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, формирования благоприятного бизнес-климата с переходом от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения» добросовестных бизнесменов.

Цель законопроекта - повышение эффективности госрегулирования экономики путем принятия комплекса мер. Они предполагают самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской и профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации.

Модель добровольного саморегулирования предусматривает право отдельных субъектов рынка объединяться в организацию, которая устанавливает правила, обязательные только для ее членов. Другие субъекты рынка могут действовать самостоятельно. Модель же обязательного саморегулирования вводится исключительно на основании закона и при условии проведения инициатором его введения процедуры регуляторного воздействия.

Законопроект с сопутствующими поправками депутатами был одобрен единогласно.

В первом чтении палата дала «добро» и проекту депутатских поправок по вопросам ценообразования в строительстве, осуществлении архитектурно-строительного контроля, а также приемки объектов в эксплуатацию.

Как пояснил депутат Серикжан Канаев, пакет законопроектов предусматривает переход на ресурсный метод определения стоимости строительства, который позволит определить сметную стоимость строительства объектов, текущих цен с реальной рыночной стоимостью материалов и оборудования по всем 16 регионам РК, реальную заработную плату работников строительной отрасли, а также обеспечит оперативное обновление смет нормативной документации данных новых материалов, оборудования и технологий.

В целях снижения рисков нарушений требований законодательства и повторных нарушений в сфере строительства в КоАП предлагается внести нормы по усилению административной ответственности экспертов и аккредитованных юридических лиц, осуществляющих техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений в части увеличения штрафов, приостановления действия аттестата эксперта, а также лишения действия аккредитации за повторное нарушение.

Также предусматривается усиление административной ответственности за незаконное переоборудование и перепланировку помещений, нарушение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности местными исполнительными органами, нарушение требований законодательства лицами, осуществляющими техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений.

Предусматривается внедрение института аттестации инженерно-технических работников (ИТР), внедрение института аккредитации ИТР инжиниринговых компаний по управлению проектами строительства, юридических лиц, осуществляющих надзор и техобследование надежности и устойчивости зданий и сооружений.

Депутаты полагают, что принятие данного законопроекта повысит качество строительства и проектирования, позволит качественно планировать бюджетные инвестиции, исключить индексацию стоимости по ходу строительства, ускорит внедрение новых технологий и соответствующих сметных норм, уменьшит коррупциогенность при проведении госзакупок строительных услуг, а также создаст возможность использования механизмов стимулирования становления высокопрофессиональных подрядных компаний по республике.

Поправки по вопросам совершенствования специальных экономических зон (СЭЗ) в первом чтении также были поддержаны депутатами. По словам министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, документом предлагается передача подтверждения доходов от видов деятельности участников СЭЗ от местных исполнительных органов автономному кластерному фонду, а также расширение льгот участникам таких зон по ставкам, применяемым при исчислении земельного и корпоративного подоходного налогов, налога на имущество и платы за пользование земельными участками.

Между тем, у депутатов возник ряд вопросов по данному законопроекту. Так, Турсынбек Омурзаков, который вместе с коллегами изучал опыт подобных специальных экономических зон в ОАЭ, рассказал, что арабские предприниматели констатируют: причина малой эффективности казахстанских СЭЗ кроется в забюрократизированных процедурах. Например, в СЭЗ ОАЭ регистрация предприятий проходит в течение 24 часов с момента подачи заявки.

Министр А. Исекешев с постановкой вопроса согласился, отметив, что на тех СЭЗ, где работают зарубежные компании, действуют более гибкие подходы, и в этом смысле у них есть чему поучиться. Мы также быстро регистрируем предприятие, однако есть излишний формализм в управлении предприятиями.

- Вносимые сегодня поправки как раз меняют дело, - заверил депутатов А. Исекешев.

Депутаты Мажилиса во втором чтении одобрили также проект законодательных поправок по вопросам регулирования торговой деятельности, которыми предусматривается, в частности, упорядочение деятельности торговых объектов. Вводятся понятия «стационарный торговый объект», «нестационарный торговый объект», «торговый рынок». «Стационарные торговые объекты» предлагается разделить на пять категорий с указанием конкретных требований к каждой категории. Рынки предлагается разделить на «универсальные» и «специализированные» с определением соответствующих требований.

Предлагается также ввести ответственность за несоблюдение товарной биржей режимов проведения биржевых торгов и неисполнение клиринговым центром обязанности по наличию аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего автоматизацию процесса биржевой торговли.

Одобрил Мажилис и ряд ратификационных законопроектов: межправительственное казахстанско-иранское Соглашение о международных автоперевозках пассажиров и грузов, поправки в Соглашение между Казахстаном и Кыргызстаном о международном автосообщении, Соглашение между Казахстаном и ВОЗ об открытии офиса по первичной медико-санитарной помощи в Алматы.

По предложению спикера палаты Мажилис назначил Серика Нугербекова членом Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. И вчера же палата утвердила План основных мероприятий по реализации полномочий Мажилиса на пятую сессию.

 

Автор: Лаура ТУСУПБЕКОВА

 

10 сентября 2015, 16:53

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854