НПМ подтвердил эффективность
Комментарии относительно публикации, размещенной на сайте Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) и касающейся работы Национального превентивного механизма, предоставило учреждение уполномоченного по правам человека в РК.
В пресс-релизе, распространенном офисом казахстанского омбудсмена, прокомментирована размещенная на сайте публикация «Представители правозащитного сообщества и бывший специальный докладчик ООН встретились с государственными органами в Астане и призвали положить конец практике применения пыток».
В комментариях, в частности, говорится, что учреждение омбудсмена, к сожалению, узнало о визите в Казахстан делегации только после ознакомления с вышеупомянутой публикацией. Хотя, вероятно, именно встреча с уполномоченным по правам человека в РК могла бы быть наиболее продуктивной при обсуждении данного вопроса, так как НПМ в Казахстане действует на основе модели «Омбудсмен+».
НПМ как система мониторинговых посещений мест содержания под стражей учрежден согласно Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и, отвечая всем его положениям, носит превентивный характер, направленный на системное предупреждение пыток. В его мандат не входит и не может входить расследование фактов пыток.
Кроме того, говорится в документе, давая негативную оценку способности института омбудсмена обеспечивать работу превентивного механизма, бывший спецдокладчик ООН М. Новак пытается свести на нет результаты его работы.
Между тем модель «Омбудсмен+»доказала свою эффективность в мировой практике и была выбрана для Казахстана на основе широкого консенсуса всех заинтересованных лиц именно по инициативе неправительственного сектора, во избежание обвинений в зависимости НПМ от исполнительной власти.
Для объективной оценки НПМ необходимо учитывать мнения действующих международных экспертов, непосредственно взаимодействующих с казахстанским контекстом «в полевых условиях». «Нам крайне важна конструктивная и основанная на фактах критика для совершенствования дальнейшей работы», - подчеркивается в сообщении.
К примеру, член Подкомитета ООН по предупреждению пыток А. Даниелян (докладчик по Казахстану в указанном органе) и рекомендованный PRI (Международная тюремная реформа) руководитель Болгарского Хельсинкского комитета К. Канев, неоднократно посещавшие Казахстан со специальными длительными миссиями, предметно проанализировали деятельность НПМ и дали обоснованные замечания, по которым уже ведется активная работа.
Международными экспертами в целом была дана положительная оценка НПМ в нашей стране, признано, что он независим в своей деятельности, его мандат твердо прописан законодательно и доступ во все закрытые учреждения практически неограничен.
Члены НПМ на законодательной основе имеют все необходимые полномочия на принятие «самостоятельных и независимых решений по любым видам инспекций» и на публикацию «результатов проверок немедленно по их завершении».
В ходе Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека в 2014 году 13 государств (в том числе США, Великобритания, Россия, Австралия и другие) отметили достижения Казахстана в создании и успешной деятельности НПМ.
О результатах работы НПМ в Казахстане красноречиво свидетельствуют цифры. За полтора года состоялось 675 посещений закрытых учреждений всех типов, из них 31 - специальное. При прямом содействии Европейского союза, Совета Европы, ОБСЕ, PRI, Управления верховного комиссара ООН по правам человека ЮНИСЕФ проведены 12 межрегиональных тренингов, еще 4 готовятся в текущем году - для участников НПМ, сотрудников госорганов и администраций подмандатных учреждений.
Координационный совет, ответственный за эффективную координацию деятельности участников НПМ, состоит исключительно из представителей неправительственного сектора, в том числе четырех представителей КМБПЧ, что подчеркивает факт необоснованности упрека в какой-либо зависимости НПМ.
Автор: Ольга ФАЙНШТЕЙН