О принципе независимости судей Республики Казахстан
Конституция 1995 года закрепила принципы независимости правового положения (статуса) судей, а также регламентировала ряд социальных привилегий. В соответствии со статьей 80 Конституции впервые было закреплено положение, согласно которому финансирование судов, обеспечение судей жильем производятся за счет средств республиканского бюджета. Укрепилась их социальная и правовая защищенность.
Также принцип независимости судей в законодательстве Республики Казахстан закреплен в Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в Законе Республики Казахстан «О присяжных заседателях», в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан.
В частности, развернутые положения о независимости судебной власти указаны в нормах Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в соответствии с которыми «судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях. Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.
Закон также добавляет перечень гарантий независимости, среди которых: процессуальный режим осуществления правосудия, ответственность за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявления неуважения к суду и судьям; неприкосновенность судьи, государственная защита судей, членов их семей и имущества, запрет возложения на судью внесудебных функций и обязанностей, включения судей в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.
В научной правовой литературе независимость судей означает рассмотрение и разрешение ими конкретных дел в таких условиях, которые полностью исключают какое-либо воздействие со стороны. Независимый суд является главным гарантом соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, необходимым для становления правового государства.
Глава государства не раз подчеркивал, что судья - это человек, наделенный особыми полномочиями, поскольку решения принимаемые судьей влияют на судьбы людей. Он не имеет права на ошибку, так как его ошибки имеют высокую цену. Судья должен обладать высокими моральными принципами и иметь безупречную репутацию.
Достижение казахстанской судебной системы можно выразить в цитате Президента, озвученной на Седьмом съезде судей - «За годы независимости, создавая государство, мы особое внимание уделили формированию современной судебной системы, адекватной тем фундаментальным реформам, которые проведены в Казахстане. Без этого настоящего движения вперед не будет. Как я уже отметил, сделано немало. Но положительная оценка обществом проделанной нами огромной работы всецело зависит от того, насколько скорым и, главное, справедливым будет суд. Люди не должны бегать по коридорам власти в поисках решения своих проблем месяцами и годами. В случае нарушения закона человек должен идти в суд и находить там надежную защиту своих прав и свобод. Так делается во всем цивилизованном мире. А значит, конечная цель любой настоящей судебной реформы - это независимая и неподкупная судебная власть, где главным является честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия».
Следовательно, регламентация такого вопроса должна опираться не только на презумпцию порядочности судей, их объективность, высокий уровень профессионализма, правосознания и правовой культуры.
Таким образом, на фоне плодотворной работы, направленной на создание нормативных механизмов независимости суда и судей в Республике Казахстан, остаются еще не востребованными другие направления, в некоторой промежуточной совокупности образующие связь: независимость судебной власти - независимость суда - независимость судьи.
В утвержденной Главой государства Концепции правовой политики на 2010-2020 годы сформулирован целый блок приоритетов и задач, кардинально важных для судебной системы, среди которых важнейшее значение имеют задачи модернизации судебной системы, стратегически важные шаги, направленные на повышение статуса судебной системы и судей, степени эффективности отправления правосудия, качества формирования судейского корпуса страны, разработка и внедрение высоких стандартов и критериев для судей и кандидатов в судьи, включая квалификационные и морально-этические нормы, повышение уровня доверия граждан к судебной системе, совершенствование и упрощение судопроизводства, придание правосудию восстановительного характера, применение инновационных технологий, обеспечение прозрачности и доступности суда.
Судья специализированного
межрайонного административного
суда города Астаны К.Ж.Архабаева