Общество и чиновники должны понять, госслужащий это «слуга народа», а не «власть имущий»
Для формирования благополучного климата внутри страны, должно появиться гражданское общество. Люди должны понять, что они клиенты или бенефициары государства, а чиновники не «власть имущие», как их принято было называть раньше, а «слуги народа». Такую мысль высказали эксперты в ходе заседания клуба движения «Казахстан 2050», передает корреспондент Zakon.kz.
Сегодня в Казахстане происходят процессы, анализируя которые становится понятно, - государство рассматривает общество как инструмент влияния на свою работы.
«Без обратной связи невозможно работать государству. Ему нужно понимать, что оно реализует интересы граждан, - поделился своей точкой зрения старший менеджер агентства Pricewaterhouse, Павел Ледников. - В муниципалитетах создаются каналы связи, по которым жители могут заказать или пожаловаться на ту или иную услугу, которая предоставляется в городе. Например, в Астане существует служба 109 через которую вы можете сделать все, что вам нужно. Далее это все агрегируется в муниципалитете, перерабатывается, и помогает понимать руководству города, где есть проблема. И здесь все понятно, как жителям, так и власти. И все это в итоге сводится к конкретному управленцу, который за эту услугу отвечает в муниципалитете».
Однако, по мнению сотрудника регионального хаба в сфере госслужбы, гражданское общество влияет на государственную политику только в тех случаях, когда госаппарат это допускает. Тем более, что гражданское общество в Казахстане только начинает развиваться.
«Если правительство позволяет обществу влиять, оно и будет влиять, - высказал свою точку зрения руководитель исследовательской группы регионального хаба в сфере государственной службы, Ернар Жаркешов. - С другой стороны общество тоже не должно спать, оно должно собирать активистов и пытаться влиять на правительство. Те же самые СМИ, тот же самый фэйсбук. У нас 10 лет назад такого актива не было. Сейчас любое преступление, малое, большое, особенно если оно совершено детьми чиновников - освещается в прессе. Да и назначения обсуждаются, это уже большой прогресс на самом деле. Это пробуждающееся общественное самосознание. Если постоянно цементировать в обществе понятие «слуги народа», а не «власть имущие», в первую очередь у наших чиновников. Тогда это будет один общий, хороший, позитивный посыл для наших граждан. Что наши граждане являются бенефициарами, клиентами, а госслужащие - слуги. Но я думаю, мы к этому идем, все больше и больше мы вовлекаем народ, - подытожил он».
Татьяна Ковалева, Астана