Основные изменения по вопросам налогообложения и таможенного администрирования

В Налоговый и таможенный кодексы внесены ряд изменений, направленные на улучшение условий для ведения предпринимательства, поднятию инвестиционной привлекательности страны, упрощение ряда налоговых процессов, также приняты ряд поправок, направленных усиление администрирования в целях улучшения условий конкурентной среды.

В связи с чем, мы подготовили несколько докладов для ознакомления. Первый доклад будет об изменениях в администрировании. Следующие докладчики более подробно остановятся на изменениях по видам налогов.

 

В целом же, все изменения имеют 3 цели:

 

Первое - упрощение бизнес-процессов и улучшение условий ведения бизнеса,

Второе - усиления администрирования и пресечение теневой экономики,

Третье - поправки уточняющего характера, они тоже важны для исключения разной трактовки.

 

По мнению международных экспертов, Казахстан является активным реформатором и осуществил за последние два года самое большое количество реформ среди государств мира. В результате в рейтинге Всемирного банка по 11-ти индикаторов рейтинга «DoingBusiness» Казахстан переместился с 53-го места на 41-ое место, улучшив свои позиции на 12 пунктов за один год.

Данный рейтинг проводится ежегодно среди 189 стран мира, и это важнейший индикатор благоприятности условий бизнеса в этих странах.

Казахстан опередил такие страны как Венгрия (42), Италия (45), Чили (48), Израиль (53), Турция (55), Люксембург (61). Среди стран Евразийского экономического союза позиция Казахстана лучше, чем у Белоруссии (44), России (51) и Кыргызстана (67).

В целях улучшения привлекательности страны для инвесторов, были приняты изменения в Закон РК «Об инвестициях», которая коснулась и налоговое законодательства.

Кроме того ряд изменений произошли и по специальным экономическим зонам, в нашем случае - это изменения по ПИТ.

Об этих изменениях расскажут более подробно следующие докладчики.

Я лишь добавлю, что на упрощение процедур направлено следующее изменение - делегирование департаментам по регионам функции по предоставлению отсрочки уплаты налогов.

 

Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды отсрочек, которые делегированы департаментам:

 

- под гарантию банка, с начислением пени - до 24 месяцев;

- под залог имущества налогоплательщика или третьего лица, с начислением пени - до 24 месяцев;

 

Данные нормы работали не в полной мере, так как отсрочка предоставлялось только по решению уполномоченного органа (КГД). С этого года такие полномочия переданы департаменты по регионам.

Многие изменения улучшат прозрачность при ведении бизнеса, что приведет к увеличению поступления и уменьшению преступных схем. К примеру одним из таких нововведений является внедрение практики ведения бизнеса и администрирования в электронном виде.

В целях повышения эффективности ведения бизнеса, уменьшения отчетов и документов на бумажных носителей, вводится электронные счета-фактуры, электронные накладные на товары, возможность проведения электронного аудита.

С 1 июля 2016 года предусмотрено внедрение электронных сопроводительных накладных на табак и табачные изделия, алкоголь и нефтепродукты при их перемещении внутри республики и импорте.

Далее с 1 января 2017 года предполагается введение электронных сопроводительных накладных на товары при импорте всех товаров и перемещении по территории республики, которая должна заменить все сопроводительные накладные.

В настоящее время сопроводительные накладные применяются в отношении алкогольной продукции (СНА) и нефтепродуктов (СНН) при их перемещении только внутри Казахстана (сопроводительные накладные на подакцизную продукцию заполняют с 1999 года на бумажном носителе, с 2011 года - в электронном виде.

Введение электронных сопроводительных накладных во-первых уменьшит время, затрагиваемое на некоторые бизнес процессы. К примеру, многие налогоплательщики жалуются на крупных налогоплательщиков, что они не вовремя предоставляют первичные документы. А у самих крупных компаниях товары теряются, так как учет товаров в полной мере не ведется ввиду больших объемов.

Во-вторых, это позволит установить государственный контроль при перемещении товаров. На сегодняшний день, такого контроля нет и это вызывает трудности при отслеживании перемещения товаров. Не секрет, что многие налогоплательщики пользуются этим пробелом. К примеру, лжепредприятия, контрабандисты и т.д. После введения таких изменений, можно будет проследить весь путь товара, от импорта или с завода до конченого покупателя. Это откроет нам новые возможности при администрировании. Оно так же улучшит положение добросовестных налогоплательщиков.

 

Такие же цели преследует и введение электронных счет-фактур. Оно также вводится поэтапно:

 

- для уполномоченных экономических операторов - с 1 января 2016 года;

- для таможенных представителей (брокеров), складов временного хранения, таможенных складов и таможенных перевозчиков - с 1 июля 2016 года;

- для остальных налогоплательщиков - с 1 января 2017 года.

 

При этом, Протоколом ЕАЭС «О реализации обязательств Казахстана по участию в ВТО», установлено, что лица, импортирующие товары, по которым предусмотрены сниженные ставки, обязаны применять электронные счет-фактуры.

Введение электронных сопроводительных накладных и электронных счетов-фактур поможет сократить бумажную документацию, улучшит администрирование и станет подспорьем при борьбе с теневой экономикой, в том числе с лжепредпринимательством.

 

Налоговые режимы

 

С 1 января 2017 года устанавливается три уровня налоговых режимов для бизнеса:

- патент (для ИП занимающиеся определенной деятельностью, в т.ч. такси, парикмахерские, аренда квартир и т.д.);

- специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса;

- общеустановленный режим.

При этом, для подготовки к введению всеобщего декларирования вводится обязательное ведение налогового учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса и общеустановленного режима.

Кроме того, уплата и исчисление ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений за нанятых работников для всех работников будет проходить в общем порядке. На сегодняшний день лица, применяющие упрощенный режим, исчисляют и уплачивают данные виды налогов в упрощенном порядке, раз в полгода.

 

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых Налоговым кодексом

 

В целях борьбы с лжепредпринимательской деятельностью, введено требование относительно личного участия руководителя при постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (с 1 апреля 2016 года) и изменения сведений о руководителе налогоплательщика (с 1 января 2016 года), который является плательщиком налога на добавленную стоимость.

По имеющейся практике, практически все лжепредприятия были оформлены на подставных лиц, которые не имели отношения к финансово-хозяйственной деятельности, а в некоторых случаях и к регистрации предприятия. В связи с чем, введена норма о личном участии руководителей юридических лиц при постановке на учет по НДС и смене руководителя плательщика НДС.

 

По администрированию налогоплательщиков

 

С 1 января 2016 года налоговые органы вправе производить начисление суммы авансовых платежей, подлежащих уплате за период до сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, в случае, если налогоплательщик в расчете по форме 101.01 занизил суммы авансовых платежей

Доначисление производится в размере положительной разницы между суммой авансовых платежей, определенной согласно Налоговому кодексу, и суммой авансовых платежей, указанной в расчете налогоплательщика.

С текущего года введена новая форма проверок - проверки по вопросам наличия товарно-транспортных накладных и соответствия с ними перевозимых товаров при импорте товаров.

Данная норма в первую очередь необходима для пресечения контрабандной и контрафактного груза, ввозимых со стран ЕАЭС, в том числе из Киргизии. На сегодняшний день многие контрабандисты с КНР, в связи с ужесточением контроля на границе, переориентировались на контрабанду китайских товаров через Киргизию.

С 1 января 2016 года вводится новая отчетность по мониторингу крупных налогоплательщиков в виде установленных форм налоговых регистров по КПН, НСП, НДС, НДПИ, о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности крупного налогоплательщика на текущий и предстоящий календарные годы.

Данная норма в первую очередь необходимо для пресечения контрабандной и контрафактного груза, ввозимых со стран ЕАЭС, в том числе с Киргизии. На сегодняшний день многие контрабандисты товаров с КНР в связи с ужесточением контроля в границе, переориентировались на контрабанду китайских товаров через Киргизию.

Изменения в таможенном кодексе, направленные на улучшение таможенного законодательства с учетом опыта налогового законодательства

В целях интеграции таможенного и налогового законодательства, приняты изменения в таможенный кодекс.

К примеру, чтобы был единый порядок, изменен подход к проверкам. Так, с текущего года, при проведении камеральной проверки, участнику ВЭД (внешне-экономической деятельности) предоставляется возможность для самостоятельного устранения нарушений. В случае не устранения нарушений, может быть назначена выездная таможенная проверка.

Ранее результаты камеральной проверки были обязательны к исполнению и были аналогичны результатам проверок. Теперь результаты камеральной проверки носят уведомительный характер.

Изменен и конкретизирован порядок исполнения уведомлений о результатах проверок, обжалования результатов проверки.

Так, увеличен срок исполнения уведомления об устранении нарушений с 10 рабочих дней до 30 рабочих дней. Кроме того, подача жалобы в вышестоящий орган или в суд полностью приостанавливала действия уведомления, тогда как после изменений, приостанавливается только в части обжалуемых вопросов.

Также использован положительный опыт налоговой службы при взыскании задолженности и внесены изменения по способам взыскания. Так, произведены следующие изменения:

- внедрено приостановления расходных операций по кассе в качестве одного из способов взыскания;

- для взыскания с дебиторов внедрена возможность проведения проверки дебиторской задолженности.

5 февраля 2016, 10:07

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854