Особую тревогу вызывает у прокуроров торговля детьми
Об этом заявил начальник Департамента Генеральной прокуратуры Кусаин Игембаев на расширенном заседании Правового совета при партии «Нұр Отан».
С начала этого года в Казахстане в отношении несовершеннолетних совершены 3397 правонарушений. Это почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года и по сравнению с общим количеством преступности, которая происходит в нашей стране, это составляет всего лишь один процент. Однако это не повод для самоуспокоения.
Из 3397 правонарушений на первом месте стоят разбои, грабежи, вымогательства, кражи и мошенничества. На втором - добровольные половые сношения с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, но здесь еще не все цифры отражены, поэтому в обозримом будущем прогнозируется увеличение их количества. На третьем месте - причинение вреда здоровью, затем идут хулиганство и убийства.
Особую тревогу вызывает у прокуроров торговля детьми. Несмотря на ужесточение закона, в этом году установлено почти 40 таких фактов, что вдвое больше, чем в прошлом году. Кусаин Игембаев рассказывает:
- В начале этого года в полицию Астаны поступило сообщение, что на интернет-ресурсах девушка по имени «Любовь» ищет покупателя для своего еще не родившегося ребенка. Родив мальчика, она хотела обменять его на автомашину «Тойота Королла» и во время передачи малыша, была задержана. Младенца хотели купить супруги Тукеновы, за что они были приговорены к семи годам каждый.
По информации представителя Генпрокуратуры, жертвами преступлений чаще всего становятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, либо по каким-то причинам временно оставшиеся без попечения взрослых. К сожалению, уполномоченные органы не располагают реальными сведениями о количестве неблагополучных семей и детей в регионе, поэтому они остаются вне профилактической работы. К примеру, в столице только в одном районе Алматы за какие-то несколько часов были выявлены пять таких семей.
Для эффективной профилактической работы с подобными семьями нужно определение понятия несовершеннолетнего и семьи, находящейся в трудной жизненной и социально опасной ситуации, но в нашем законодательстве таких понятий нет. Также нет статистического учета таких семей, в том числе семей, в которых были зафиксированы факты бытового насилия, либо имеются угрозы такового.
По мнению Кусаина Игембаева, родителям и педагогам надо учить несовершеннолетних элементарным способам самосохранения, как им поступать в той или иной ситуации, но для этого нужны хорошие целевые программы обучения, которых опять-таки нет.
Торгын Нурсеитова