Рисковая рублизация
Эксперты поставили под сомнение рост доверия к российской валюте и скорую дедолларизацию в ЕАЭС. Кроме этого они пояснили, какие у России могут быть основания для внедрения этой инициативы в странах-участницах Союза, и какие риски несут слабые национальные валюты и усиление влияния российской валюты.
Вице-министр экономики РК Тимур Жаксылыков назвал маловероятным сценарий, при котором паритет тенге к рублю вновь составит соотношение 5 к 1. Свое мнение он озвучил на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК.
«Сейчас у нас другой паритет складывается, и понятно, что мы навряд ли к тому паритету вернемся, с учетом того, что за прошедший год с небольшим в Российской Федерации проявляются быстрые девальвационные процессы. Одновременно наблюдались и мощные инфляционные процессы. То есть, стоимость продукции резко возрастала в годовом выражении, инфляция доходила до 22-24%, а по некоторым видам продукции значительно выше. В то же время у нас по состоянию на первое полугодие инфляция составляла 3,9%», - подчеркнул Тимур Жаксылыков. По его мнению, паритет 5 к 1 не имеет твердых экономических предпосылок.
Кроме этого, ранее «Къ» писал о том, что президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который, как говорят эксперты, предполагает отказ от доллара в СНГ.
Рубль не интересен и опасен
Старший аналитик ГК Forex Club Андрей Шевчишин рассказал, что исходя из инфляционных тенденций двух стран, с 2005 года курс 100 тенге составляет 23,05 рубля. В историческом аспекте данный курс более приемлем сторонам для ведения торговли. Впрочем, в краткосрочной перспективе маловероятен выход курса на данные уровни. С 2014 года российский рубль девальвировал к доллару более чем на 100%, в то время как тенге на 54%.
Причиной изменения паритета стал обвал рубля, вызванный катастрофическим оттоком капитала и обвалом цен на нефть. И хотя в структуре экспорта двух стран сырьевые топливно-энергетические продукты занимают львиную долю, Россия намного болезненнее переносит нефтяные колебания ввиду санкционного давления и резкого спада внешнеэкономической активности.
По мере развития кризиса в России, роста инфляции и ослабления экономики российский рубль будет находиться под давлением. При этом прогнозы по нефтяным ценам на ближайшие годы далеки от обнадеживающих, что также будет оказывать давление на бюджетные поступления и соответственно курс рубля к мировым валютам и тенге, в частности.
Эксперт поставил под сомнение рублизацию в Казахстане.
«Рубль не является свободно конвертируемой валютой. Волатильность последнего неинтересна в качестве сбережений и активного обеспечения торговых операций. В таком случае, только долгосрочная стабилизация рубля может стать основой рублизации», - заявил аналитик.
Он отметил, что, в целом, однозначно говорить о несправедливости курсов валют нельзя, потому что для данного этапа курс является объективным и принимаемым обществом, компаниями и банками. Тем не менее, именно возросшая амплитуда колебаний курсов валют и их неравномерное изменение к доллару за последний год изменило продолжительно устоявшиеся курсы местных валют ЕАЭС.
Он рассказал, что необходима дополнительная совместная работа над минимизацией валютных рисков, в том числе через создание определенных условий на финансовых рынках.
«Уровень доверия к местным валютам значительно снизился на уровне бизнеса и населения. И в обозримом будущем ситуация вряд ли претерпит значительных изменений. Для внедрения инициативы (перехода на оборот национальных валют - «Къ») должен быть снижен ключевой риск - валютный. Должны быть созданы механизмы, привлекающие и стимулирующие использованию внутренних валют, которыми могут стать налоговые преференции, льготные ставки. Возможно, необходима дополнительная банковская надстройка для обеспечения внешнеторговых и обменных операций. Также можно рассматривать создание банка помощи и развития стран ЕАЄС, по типу международных фондов», - поделился мнением г-н Шевчишин.
Эксперт также предположил, что вследствие того, что альтернативой доллару в ЕАЭС справедливо может стать рубль, возникают риски роста влияния России.
«Очевидно, что во взаимных торговых отношениях между членами объединения - наибольшие торговые обороты также приходятся на РФ. Поэтому наиболее вероятной валютной заменой доллару должен стать рубль. В данном случае риском выступает возрастание влияния РФ, рублизация и, соответственно, экономические риски, связанные со стабильностью спроса РФ и рубля», - заявил он.
На вопрос о том, насколько вероятен сценарий, что к целевой дате 2025-2030 гг.) в ЕАЭС возможен переход к обороту только национальных валют, эксперт ответил: «Маловероятно, что стороны смогут уйти от валютного риска и экономических перекосов развития стран участников ЕАЭС к указанному сроку. Есть риски и для долгосрочной устойчивости ЕАЭС как объединения. Требуется более глубокая законодательная и налоговая интеграция участников союза. Очевидно, что доминирующую роль в объединении ЕАЭС имеет Россия. Ее инициативы и активность их продвижения выступают локомотивом развития объединения. Поэтому если локомотив забуксует, или пожелает изменить место назначения - приоритет перехода к обороту только местных валют будет понижен».
Самое интересное впереди
Руководитель департамента аналитики PROFIT Group Глеб Задоя отметил, что паритет тенге к рублю в настоящих условиях предугадать крайне трудно. По его словам, «валютные войны» только начинаются, и все самое интересное еще впереди.
«Из стран СНГ Казахстан явно не станет последней страной, отпустившей валюту в свободное плавание. Соответственно, складываться паритет будет на основании целого комплекса факторов, часть которых отыграна уже сейчас (цены на нефть, обстановка в Китае), а часть только маячит на горизонте», - заявил он.
На вопрос о том, при каких обстоятельствах рубль к тенге может подешеветь, аналитик ответил, что баррель Brent в настоящий момент неспособен закрепиться над отметкой 49 долларов за баррель, что не оставляет рублю шансов на восстановление. Кроме того, Росстат на прошлой неделе отметил резкий скачок инфляции, но бороться с растущим ценовым давлением сейчас просто нечем - Банк России не может повысить ставку, так как цикл смягчения денежно-кредитной политики еще не завершен.
«Рубль столкнулся со слишком большим объемом внутреннего негатива, и в таких условиях мы вполне допускаем продолжение его ослабления на валютном рынке, в том числе и к казахской валюте», - предположил эксперт.
Комментируя предложение законопроекта Владимиром Путиным (о дедолларизации в ЕАЭС - «Къ») и то, какие у России есть инструменты и механизмы для реализации этого указа, эксперт пояснил: «Дедолларизация - существенный шаг, который позволит, во-первых, нивелировать внешние валютные риски, а во-вторых сделает возможным становление внутренних национальных валютных рынков. Важно заметить, что Россия уже предприняла конкретные шаги в данном направлении, переведя ряд контрактов с Китаем в юани. Если же говорить о пространстве ЕАЭС в целом, то сама идея может встретиться с рядом «подводных камней». Валюты развивающихся стран слишком волатильны, и уход от внешних рисков, связанных с колебаниями доллара, будет полностью компенсирован нестабильностью валют государств ЕАЭС».
Автор: Диана БАЙДАУЛЕТОВА