Рынок ГСМ неконкурентноспособен из-за повышения акциза
Ставка акциза для местных поставщиков нефти топлива выросла с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге. Для импортных поставщиков нефтепродуктов осталась прежней. Тем самым все усилия создать на рынке ГСМ конкурентную среду сводятся на нет - игроки должны работать в неравных условиях. Чем объясняется такая дискриминация?
Почему отечественные чиновники предпочитают поднимать экономику чужой страны, нежели развивать и поддерживать собственное производство и сохранять рабочие места? Вопросы пока остаются без ответа. Согласно официальной версии, повышенная ставка снимет с отечественных поставщиков нефти маржу, образовавшуюся после того, как государство перестало сдерживать предельные розничные цены на АИ-92/93. Однако, по мнению ряда экспертов, загвоздка в другом. В СМИ они озвучили предположения, что государству просто-напросто недостает денег в бюджете, поэтому сейчас всеми возможными способами изыскиваются дополнительные средства.
Других, реальных, причин для повышения акцизов, как считают эксперты, нет и не было. И приводят следующие доводы. Во-первых, год назад литр самой ходовой марки топлива продавался Казахстане по 128 тенге при цене «черного золота» в $102 за баррель. Сейчас нефть торгуется около отметки $40, а стоимость бензина осталась прежней. Если брать в расчет действующие курсы валют, то цена на АИ-92 и вовсе снизилась в два раза. Если в прошлом году литр топлива стоил 85 центов, то сегодня всего 40 центов. Более того, за два месяца, что АИ-92 провел в свободном плавании, цена на топлива не то что не поднялась, но в ноябре даже показала снижение на оптовом рынке на 3,8% - рынок работал по законам спроса и предложения. Во-вторых, цены на нефть за последний год упали на 55% - с $79 до $44 за баррель. А 16 ноября Brent и вовсе торговался на минимальной отметке за последние шесть лет - около $40. В-третьих, в оптовой стоимости топлива только 1% составляет доход трейдера. 61% - это цена производителя нефти, 22% - стоимость переработки, 16% - налоги. В общем, получается, что разговоры о сговоре и сверхприбылях оптовых поставщиков не имеют под собой оснований. А стоимость бензина после отпуска в «свободное плавание» складывалась по законам здоровой рыночной конкуренции.
Что делать производителям бензина в нынешних условиях? Казалось бы, все просто - надо поднять цены, тем самым компенсировав свои затраты. Но в этом случае отечественное топливо по цене будет неконкурентоспособным по сравнению с импортным. Из-за разной ставки акциза. Вот и выходит, что более чем двукратное повышение акцизов недропользователи должны компенсировать за свой счет. И это притом, что за последние несколько месяцев налоговая политика в отношении нефтяников уже ужесточилась. Напомним, с 1 октября тариф Атырауского НПЗ вырос до 20 501 тенге за тонну, ПНЗХ - до 14 895 тенге. С этого же момента на 10% увеличился тариф на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам.
Остается прибавить к этому, во-первых, высокую ставку экспортной таможенной пошлины на нефть - сегодня она равна $60 за тонну. Столько же, сколько в 2013 году, когда цены на энергоносители были едва ли не в два раза выше. Во-вторых, многолетний запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, которое не востребовано в
Казахстане большую часть года. В-третьих, с января 2016-го планируется оснастить резервуары производственных объектов производителей ГСМ, заправочные станции и нефтебазы контрольными приборами учета. По информации участников рынка, оборудование среднестатистической нефтебазы обойдется в $500 тыс. Вот и получается, что Казахстан не только в тучные годы снимает с нефтяников сверхдоходы, но и пытается «найти» их в сложные времена. Однако если нефтяники в сложившейся ситуации сократят производство или добычу нефти, что это вполне логично при сегодняшней налоговой политике, страна столкнется с еще большими сложностями. Ведь ни для кого не секрет, что нефтегазовый комплекс - основа бюджета и работодатель для немалой части населения Казахстана. Особенно в западных регионах страны. Помимо этого на него возложена обязанность по выполнению ряда социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры и так далее.
В общем, пока приходится только гадать - чьи интересы лоббируют отечественные чиновники, намеренно снижая ставку акциза для импортного топлива и создавая социальное напряжение разговорами о сверхдоходах нефтяников и предстоящим повышением цен на бензин? Пока вопрос остается открытым. Надеемся, что в ближайшее время услышим и ответы…