Сетевая сатьяграха
Когда я начал писать эту колонку, на самом большом российском торрент-трекере rutracker.org из 570 169 проголосовавших зарегистрированных пользователей 68% высказались за то, чтобы не идти ни на какие уступки правообладателей и правоохранительных органов и не предпринимать никаких действий, которые могли бы предотвратить «пожизненную» блокировку сервиса. Такой мерой грозят сервису иски, поданные Ассоциацией защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ), выступающей от имени нескольких отечественных издательств, и Национальной федерацией музыкальной индустрии (НФМИ), представляющей интересы крупнейших американских фирм звукозаписи. Иски поданы повторно, а значит, если суд признает Рутрекер нарушителем, то Роскомнадзор издаст соответствующее распоряжение и все российские интернет-провайдеры будут обязаны заблокировать доступ к нему пользователей.
Правообладатели прекрасно знают, что на самом сайте нет никакого контента, но только ссылки, которые помогают пользователям найти и собрать — как мозаику — книги, фильмы, звукозаписи, по кусочкам хранящиеся у 13 миллионов пользователей Рутрекера. В курсе они и о том, что большая часть этого контента никакого отношения ни к АЗАПИ, ни к НФМИ не имеет. Но им это не важно. И дело даже не в экономике. Судя по общению с руководством этих организаций, им важно «приструнить» и «поставить на место». Но кого?
Правообладателям до сих пор, кажется, невдомек, что «с той стороны экрана» не Рутрекер, не какие-то темные личности или торгующие краденым одноглазые пираты, но миллионы обычных пользователей. Именно пользователи оцифровывают контент, обрабатывают, описывают, а потом делятся им с другими пользователями. Сами интернет-сервисы — не более чем инструмент. Налицо не «спор хозяйствующих субъектов», а противостояние государства и тех, кто использует государство в своих целях, — со своими гражданами.
Примечательно в этой истории то, что, кажется, впервые в истории российского интернета пользователи достаточно внятно сформулировали свою политическую волю, причем в удивительно массовом порядке. Никакой «Российской общественной инициативе» такая активность участия в голосовании и не снилась. Они готовы пойти на относительные и преодолимые неудобства, но — подальше от государства. Они готовы сказать «нет» власти, которая с легкостью принимает нелепые законы, игнорируя мнение граждан.
Проигнорировать или согласиться на блокировку — это тактика сетевой сатьяграхи, тактики, сродни той, которую использовал Ганди в борьбе за независимость Индии. Для индийцев она означала отказ от насилия, готовность переносить страдания и несотрудничество с английскими властями. Сетевая сатьяграха — готовность сносить некоторые неудобства. Они им, впрочем, привычны. И именно поэтому обмениваются контентом. Вы пробовали купить в магазине электронных книг Азимова, Шекли, Хайнлайна, Мьевиля, Саймака, Асприна, Желязны, Кларка, Бэнкса, Херберта, Гудкайнда, Джордана, Ле Гуин и Лема? Их нет в продаже. А на Рутрекере есть. И только потому, что об этом позаботились не правообладатели, а сами пользователи.
Считать «вечную» блокировку этаким «окончательным решением пиратского вопроса» могут разве что наши удивительно невежественные законодатели. Обойти блокировки будет не слишком сложно, а уж пользователям Рутрекера — тем более. Но представители индустрии-то на что рассчитывают? Своими исками они хотят «выдавить Рутрекер из зоны комфорта. Но куда? Получается, ровно туда же, куда и так стремятся пользователи Рунета, — туда, где до них не доберется родное государство.
Тем более что даже за границей, где, собственно, и располагаются раздражающие правообладателей сайты, не найти помощи. В свое время — еще в славную эпоху «суверенной демократии» — российские силовики дали понять западным партнерам, что «сетевой суверенитет» uber alles. Так что никакого активного сотрудничества с другими государствами в сфере интернета по ограничению дистрибуции контента не будет. Вряд ли Германия или тем более Нидерланды хотя бы мизинцем пошевелят, чтобы помочь чем-то реальным российским издательству «ЭКСМО» или Ассоциации по защите авторских прав в интернете.
С какой стороны ни посмотреть, и для правообладателей, и для государства практически уже неизбежное решение о «пожизненной» блокировке — непродуманное и недальновидное. Так что для пользователей все будет по-прежнему, разве что плагины научатся устанавливать. А вот представителям правообладателей придется отчитываться перед российскими и западными правообладателями и делать вид, что они всех победили. Заблокировать-то заблокируют, и даже «навсегда», вот только сайты никуда не денутся, разве что посещаемость этих сайтов на какое-то время упадет.
Значительно интереснее будет потом, в другой жизни, когда дурацкие законы отменят, а это случится раньше или позже. И вот тогда надо будет серьезно подумать, как нам всем — и пользователям, и правообладателям — жить дальше.
Владимир ХАРИТОНОВ, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей
P.S. Тем временем на Рутрекере проголосовали уже больше 800 тысяч пользователей, большинство — за сатьяграху. Не удивлюсь, если в тот момент, когда вы читаете эту колонку, число проголосовавших перевалило за миллион.