Состоялось очередное заседание Общественного совета по вопросам обеспечения законности при Генеральной прокуратуре
Сегодня под председательством депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Куаныша Султанова состоялось очередное заседание Общественного совета по вопросам обеспечения законности при Генеральной прокуратуре.
На заседании обсуждались вопросы состояния работы с обращениями в органах прокуратуры, в том числе, связанные с рассмотрением заявлений, поступающих от участников уголовного процесса, организацией личного приема граждан и представителей юридических лиц.
Как подчеркнул К.Султанов, Глава государства поставил задачу создания правовой системы, отвечающей ожиданиям общества. Успешная ее реализация позволит обеспечить полноценную защиту конституционных прав граждан, повысить уровень доверия общества к правоохранительной системе. В работе с обращениями граждан особенно эффективно реализуется правозащитная функция прокуратуры, поскольку прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов конкретного человека и гражданина.
Членами Общественного совета отмечена работа надзорных органов по разрешению обращений, внедрению электронных систем, способствующих упрощению подачи и оперативности рассмотрения заявлений, а также усилению надзора за соблюдением госорганами требований законодательства о порядке рассмотрения обращений.
Так, за последние десять лет количество поступивших в прокуратуру обращений возросло на треть (с 170 070 в 2005 г. до 294 731 за 2014 год), за 11 месяцев текущего года поступило более 299 тыс. По результатам рассмотрения жалоб ежегодно восстанавливаются права в среднем 20 тыс. граждан.
За 11 месяцев нынешнего года внесено свыше 2700 актов прокурорского надзора, направленных на устранение нарушений, к различным видам ответственности привлечено более 1,5 тыс. должностных лиц.
С развитием информационных технологий широкое развитие получил приём граждан в режиме «он-лайн» посредством видеоконференцсвязи. За последние пять лет в этом формате принято 775 граждан. Общение с должностными лицами прокуратуры через видеоконференцсвязь удобно и выгодно для населения с точки зрения экономии времени и материальных средств.
Важным источником взаимодействия с обществом стал Call-центр Генеральной прокуратуры, который также содействует оперативному реагированию на нарушения прав граждан, быстрому и удобному получению ими необходимой информации. На сегодня Call-центр предоставил более 185 тыс. гражданам возможность получить бесплатную информацию по телефону либо сообщить о нарушениях со стороны должностных лиц.
При этом особое внимание уделяется телефонным сообщениям о нарушениях наиболее важных гражданских прав и свобод, а также затрагивающих интересы групп людей, в частности, трудовых прав. За последние пять лет по сигналам, полученным через Call-центр, прокуроры обеспечили выплату задолженности по заработной плате на сумму свыше 132 млн. тенге.
По итогам обсуждения Общественный совет рекомендовал надзорному органу продолжить работу по повышению прозрачности и доступности прокуратуры для населения, обеспечению всестороннего и качественного рассмотрения обращений, оперативному восстановлению нарушенных прав, повышению удобства получения гражданами информации о результатах рассмотрения своих жалоб.