Состоялось заседание коллегии прокуратуры Алматинской области по вопросам охраны окружающей среды
Состоялось заседание коллегии прокуратуры Алматинской области по вопросам охраны окружающей среды
30 июня 2016 года в г.Талдыкорган под председательством прокурора Алматинской области Миразова Г.Т. состоялось заседание коллегии прокуратуры Алматинской области на котором рассмотрены вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе и с позиции экономического и социального развития государства.
Центральной проблемой тут, существующей во всем мире, является правильная (с точки зрения науки) утилизация отходов.
В целом в европейских странах сортируется и утилизируется до 40 процентов отходов, 40 процентов сжигается и только 20 процентов подлежат захоронению на специальных полигонах.
К сожалению, в нашей стране пока структура обращения с мусором иная: ТБО, например, по оценкам экспертов, практически полностью подвергаются захоронению.
Всего по области по официальным данным на территории области образовано более 8 млн. тонн ТБО, ежегодно с г. Алматы поступает 450 тыс. тонн ТБО.
Учитывая особенности именно нашего региона (как отметил прокурор области соседство с самым крупным в стране мегополисом г.Алматы), нами проанализированы результаты недавних проверок прокуроров в этой сфере, в связи с чем возникла необходимость вынесения и рассмотрения итогов на расширенном заседании коллегии прокуратуры области.
Следует констатировать, что исполнительными органами нашей области систематически игнорируются требования Экологического кодекса где прямо прописано, что они «отвечают за организацию рациональной и экологически безопасной системы сбора коммунальных отходов, предусматривающей раздельный сбор ценных компонентов, временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание коммунальных отходов, а также очистку территорий населенного пункта» (п.11 ст.20 и п.1ст.292 Экологического кодекса).
Подобное выполнение МИО и всеми другими уполномоченными госорганами своих обязанностей в результате и стали главной причиной повсеместного и хаотичного завала территории нашей области коммунальными отходами.
Более точнее говоря, госрегулирование такого уровня привело к вседозволенности, при которой для многих, стало обыденностью бросать мусор, где вздумается.
Помимо итогов проверок, примером этому служит простой мониторинг Республиканских Интернет-СМИ, которые неустанно пестрят публикациями о свалках в Алматинской области.
Детализируя цепочку недочетов, следует отметить об отсутствии должной работы со стороны полиции и акиматов по обеспечению в обществе принципа «нулевой терпимости к беспорядку и правонарушениям» (как это поручал Глава государства).
Из-за недолжной организации работы акиматов и участковых, прогрессирует образование стихийных свалок не только за поселками и городами, а уже и внутри их.
Всего по области по фактам наличия стихийных свалок по ч.1 ст.324 КРКобАП привлечено к адм.ответственности почти 100 должностных лиц акиматов (сельских округов и акиматов районов), это говорит о выявленных порядка четырехстах свалок.
Серьезной проблемой препятствующей реализации принципа «нулевой терпимости к правонарушениям» и собственно образованию мусора в населенных пунктах является простое не принятие до настоящего времени постановления об утверждении Правил благоустройства на территории области (вместо утратившего силу еще в октябре 2015 г.), что препятствует привлечению службами местной полиции виновных лиц к адм.ответственности по ст. 505 КРКобАП (Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов).
Далее отмечаем, что в районах и городах области (за исключением Карасайского районного) элементарно не утверждены тарифы на сбор, вывоз, захоронение и утилизацию коммунальных отходов.
В области не имеется мусороперерабатывающих (сортировочных) заводов, цехов, где можно было проводить глубокую сортировку отходов с целью извлечения вторичных материальных ресурсов, а также разлагаемой фракции для утилизации последней с производством «зеленой» энергии.
Как следствие вышеуказанного, практически неразвитой остается система раздельного сбора отходов и (или) сортировки у источников образования ТБО, соответственно не развита и среди населения культура раздельного сбора (выброса) отходов.
В настоящее время 4 полигона ТБО, из 12 не имеют положительных заключений государственной экологической экспертизы, отсутствует ОВОС и не оформлены разрешения на эмиссии в окружающую среду.
И даже эти существующие легально на бумаге полигоны во многом не соответствуют предъявляемым требованиям.
К примеру, в ходе проверки полигона ТБО расположенного в п. Отеген Батыр (ГКП «Іле Су Құбыры») Илийского района установлено, что он не соблюдаются экологические требования.
Годовой объем складирования и захоронения ТБО превышает проектное решение более чем в 4,5 раза.
Аналогично, проверкой деятельности полигона на 10 км автодороги Талдыкорган-Уштобе (ГКП на ПХВ «Коркем-Талдыкорган») выявлены многочисленные нарушения, которые также остались вне поля зрения экологов.
Установлена практика использования предприимчивыми гражданами (полагаем за вознаграждение) сельхоз и других ценных земель под беспредельное складирование и захоронение ТБО, без никаких госэкспертиз, разрешений, оплаты и т.п.
Например в том же Илийском районе (Байсеркенском с/о), на полтора гектарах сельскохозяйственной земли, принадлежащих некому Кумысбекову Н.К. (03-046-267-463) на протяжении длительного времени образована незаконная свалка (и таких примеров по области множество).
Около территории полигона г.Талдыкорган образована стихийная свалка, которая длительное время также оставалось вне поля зрения уполномоченного органа.
В целях пресечения таких фактов и соразмерного наказания, по итогам данной проверки мы нацелены ввести практику привлечения к уголовной ответственности всех виновных лиц.
Так по установленному прокуратурой г.Текели незаконному размещению ТБО рассчитан предварительный ущерб на 100 млн.тг.
В этой связи начато досудебное расследование (ч.1 ст.332 (порча земли) УК от 13.05.2016 года №1619260310000287).
Аналогично, по инициативе прокуратуры Карасайского района начато досудебное расследование (№161952031002325 от 07.05.2016 года) по факту установления 2 несанкционированных стихийных свалок ТБО (2-мя разными владельцами на 15га сельхозземли, Иргелинский с/о), где предварительный ущерб составил около 200 млн.тг.
Более того, эти участки расположены на водоохранной зоне реки «Аксай», которая является источником водоснабжения, и полива огородов.
Прокуратурой Енбекшиказахского района установлен ущерб в размере 28 млн. тенге в результате размещения свалки ТБО в непосредственной близости от города Есик (факт 28.06.2016 года зарегистрирован в ЕРДР №161940031002409 по ч.2 ст. 324 УК, проводится расследование).
Реализация государственной политики в сфере обращения ТБО на территории области возложено на Управление энергетики и ЖКХ области, компетенция которого определена ст. 20 Экологического кодекса.
Наличие программы управления отходами обязательно в т.ч. при размещении ТБО разработку, которой (владельцами полигонов) обязано организовать, обеспечить их выполнение данное подразделение акимата области (п.п. 8 ст. 20 и ст. 288-1 Экологического кодекса).
Более того, программа управления отходами обязательна для всех объектов 1-ой и 2-ой категории, где в процессе их деятельности образуются отходы производства и потребления.
Разработка и внедрение программы отходами позволит внедрить передовые технологии снижения их объемов, их утилизации и захоронения (типовые правила разработки программы управления отходами утверждены еще в ноябре 2014 года).
Не разработаны областным органом нормы образования и накопления коммунальных отходов с последующим представлением его на утверждение местным представительным органам (пп.8-1 ст.20 Экологического кодекса).
Указные обстоятельства не способствуют улучшению ситуации в данной сфере, а фактически ее усугубляют.
На территории области актуальной экологической проблемой является отсутствие достаточных мест (полигонов) для размещения отходов, что способствует образованию несанкционированных (стихийных) свалок (пп.9 ст.20 Экологического кодекса), а большинство имеющихся полигонов не отвечают экологическим требованиям.
По акту прокурорского надзора из-за несоблюдения экологического законодательство при их принятии утратили (03.03.2015 года) силу постановления акимата области (№190 от 20.06.2012 года и №347 от 05.11.2012 года) об определении 326 мест размещения и удаления ТБО.
Со времени их утраты, до настоящего времени (свыше 1 года) не принято постановление акимата об их не обозначении.
Итоги:
- в Решение расширенного заседания коллегии прокуратуры области заложены нижеследующие рекомендации местным исполнительным органам: рассмотреть вопрос увеличения финансирования на строительство полигонов ТБО, принятия мер по строительству мусоперерабатывающих (сортировочных) заводов и цехов, привлечения инвесторов в данную отрасль; обеспечить разработку программы по управлению отходами (пп.8 ст.20 Экологического кодекса) лицами имеющие объекты 1-ой и 2-ой категории опасности, в соответствие с правилами их разработки; разработать нормы образования и накопления коммунальных отходов с последующим представлением их на утверждение местным представительным органам (пп.8-1 ст.20 Экологического кодекса); завершить работу по определению мест размещения отходов ТБО и мест расположения полигонов ТБО в населенных пунктах области; разработать и представить на утверждение в местные представительные органы тарифы на сбор, вывоз, захоронение и утилизацию коммунальных отходов по всем районам и городам области; принять меры по разработке и утверждению правил благоустройства на территории области (вместо утратившего силу); рассмотреть возможность применения льгот, компенсаций затрат различного характера (электроэнергии, ИРС и т.д.) в целях привлечения инвестиций в строительство мусороперерабатывающих заводов; активизировать работу по внедрению раздельного сбора мусора, с информированием населения о пользе данного метода.
- Внесено 20 представлений об устранении нарушений законности, по результатам их рассмотрения более 100 должностных лиц привлечены к административной ответственности;
- по материалам проверок горрайпрокуратур проводится досудебное расследование по 3-м уголовным делам.