Создать искусственный интеллект для судебной системы предложили в НПП
Внедрить искусственный интеллект в работу судебной системы предложил заместитель председателя правления «Атамекен» Рустам Журсунов на форуме «Повышение эффективности судебной защиты прав и законных интересов бизнеса» в Верховном Суде, передает корреспондент Zakon.kz.
По его словам, перевод правовой и нормативной системы на «цифровые рельсы» с подключением искусственного интеллекта - наша главная задача на ближайшее время.
«На сегодня в мире нет единого определения искусственного интеллекта. Многие специалисты считают, что искусственный интеллект способен копировать мышление человека, самообучаться, моделировать интеллектуальную деятельность на основе эволюционных алгоритмов (глубинное машинное обучение)», - пояснил Журсунов.
Он отметил, что в последнее время в западных и российских источниках активно обсуждаются вопросы влияния искусственного интеллекта на правовую сферу. И привел несколько примеров:
«В США в 2016 году создан алгоритм, который способен предсказать верное решение Верховного суда США в 70% случаев. Аналогичные разработки ведутся в России. Недавняя разработка ученых Университетского колледжа Лондона верно предсказала 79% решений Европейского суда по правам человека. В России главной новостью юридической сферы в 2016 году стал запуск Сбербанком робота-юриста, который будет оформлять исковые заявления. Нововведение повлечет за собой сокращение трех тысяч сотрудников банка. Сбербанк не скрывает, что в будущем планирует запускать целый ряд подобных роботов», - перечислил он.
Он сообщил, что, по прогнозам компании Deloitte, в течение ближайших 20 лет компьютерные алгоритмы в одной только Великобритании заменят около 114 тысяч юристов (39% от их общего числа). А робот ROSS, разработанный компанией IBM в мае 2016 года официально принят на работу в американское адвокатское бюро Baker & Hostetler, где он отвечает за дела, связанные с процедурой банкротства.
«Бизнес активно инвестирует в технологии, которые помогают компаниям выполнять требования надзорных органов, не увеличивая расходы на юридическую экспертизу. Уже инвестировано около 2,3 млрд долларов. Традиционно сфера юриспруденции считается одной из наиболее консервативных. Но и здесь имеется широкое поле для искусственного интеллекта. Это проверки документов, мониторинг правового поля, комплайенс-контроль», - сказал Журсунов.
Он отметил, возможность использования огромного потенциала такой системы. Главное - начать исследование возможности его применения в судебной сфере Казахстана.
«Это будет как при большой стройке - надо определить объекты, разработать предварительно ТЭО, ТЭО, ПСД и так далее. У нас в Казахстане уже появляются специалисты по искусственному интеллекту. В ноябре 2017 года в соревновании по нейронным сетям, которое организовал Google Brain, одним из лучших стал Бердибеков, выпускник КБТУ (4 место, первые 10 мест - золото)», - привел пример спикер.
По его словам, в рамках ресурсов НПП организация готова инвестировать на первом этапе, запустить пилот (стартап-проект) для предварительной технической и экономической оценки (предварительно ТЭО). Более того, уже собрана команда и она готова начать работать.
«Такая оценка может стать основой для госзаказа и ТЭО. Какие плюсы ожидаем при цифровизации судов? Разгрузка от рутинной работы - на 70-80%; больше времени на профессиональное развитие и повышение качества правосудия; повсеместное внедрение единообразной судебной практики; для вышестоящих судов - возможность анализа и комплайенса различных рисков, в том числе коррупционных. Такой проект станет прорывным в судебной системе», - резюмировал он.
Татьяна Ковалева