Требования работника о взыскании морального вреда при невыплате заработной платы
При обращении в суд за разрешением трудовых споров, нередко наряду с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате, истцы заявляют дополнительные требования о возмещении морального вреда.
Такие требования, как правило, судами частично удовлетворяются.
Рассматривая требования работников о компенсации морального вреда в денежном выражении при задержке выплаты заработной платы, суды, зачастую, исходят из положений пункта 4 статьи 951 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК) исключающей возможность компенсации морального вреда за действия (бездействие), нарушающие имущественные права гражданина.
Между тем, несвоевременная выплата заработной платы является нарушением конституционного права работника на вознаграждение за труд, что в свою очередь относится к неимущественным правам граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 951 ГК моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние и т.д.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.
Более того, в статье 1 Конституции высшими ценностями названы человек, его жизнь, права и свободы, а статья 24 Основного закона закрепляет право на вознаграждение за труд без дискриминации. Поэтому, по своей сути, невыплата заработной платы может влечь умаление достоинства и жизни человека, его здоровья, физического и душевного состояния.
Пунктом 3 Нормативного постановления Верховного Суда от 27 ноября 2015 года № 7 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» разъяснено, что под личными неимущественными правами и благами нарушение, лишение или умаление которых может повлечь причинение потерпевшему морального вреда, следует понимать принадлежащие гражданину от рождения блага или в силу закона права, которые неразрывно связаны с его личностью.
Трудовым кодексом не регулируются вопросы компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. Однако в этом случае допускается возможность применения гражданского законодательства, о чем непосредственно указано в статье 1 Гражданского кодекса.
Действующим законодательством не исключается возможность возмещения морального вреда с применением ГК и по трудовым спорам. При этом судами, наряду с правовой оценкой заявленных исков, тщательно исследуются вопросы, связанные с реальным нарушением личных неимущественных прав, их наличием или отсутствием.
Получая вознаграждение за свой труд, работник удовлетворяет не только свои имущественные потребности, т.к. надлежащее получение заработной платы обуславливает и качество всей жизни работника и его семьи: удовлетворение потребностей в еде, в отдыхе, в досуге и т.д.
Поэтому при нарушении работодателем своей обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы, работник имеет право на получение компенсации причиненного этим морального вреда в зависимости от степени нарушения обязательства работодателем и наступивших вследствие этого негативных последствий для работника.
В суде требования о возмещении морального вреда, наряду с требованием о взыскании задолженности по заработной плате и иных выплат, удовлетворяются. Суд взыскивает компенсацию морального вреда в денежном выражении, указывая, что моральный вред выразился в нравственных страданиях, переживаниях, отчаянии, гневе, раздражении в связи с ненадлежащим исполнением работодателем своих обязательств.
Судья Бостандыкского районного суда
г. Алматы
Эльвира Оспанова