В Астане презентована программа развития здравоохранения «Денсаулык»
Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова презентовала депутатам Сената Парламента РК новую Государственную программу развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу министерства.
Вначале своего выступления она проинформировала о результатах реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан», рассчитанной на 2011-2015 годы. Благодаря планомерной работе, за указанный период удалось достичь следующих показателей:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 71,62 лет (2010 год - 68,41 лет);
- снижение общей смертности населения почти на 15,3% (2010 год - 8,94 на 1000 населения, 2014 год -7,57);
- увеличение рождаемости на 2,6% (2010 год - 22,54 на 1000 населения, 2014 год - 23,13);
- снижение материнской смертности в 1,9 раза (2010 год - 22,7 на 100 тыс. родившихся, 2014 год - 11,7);
- снижение младенческой смертности в 1,7 раза (2010 год - 16,58 на 1000 родившихся живыми, 2014 год - 9,72);
- снижение заболеваемости населения туберкулезом на 30,3% (2010 год - 95,3 на 100 тыс. населения, 2014 год - 66,4) и смертности более чем в 2 раза (2010 год - 10,6 на 1000 населения, 2014 год - 4,9).
- удержание распространенности ВИЧ/СПИД на концентрированной стадии (2014 год - 0,2%).
Тамара Дуйсенова подчеркнула, что на ближайшие 4 года стратегическими целями в сфере здравоохранения являются: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 73 лет к 2020 году, повышение доступности и качества медицинских услуг, улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении.
Министр сообщила, что в Казахстане будет создана система общественного здравоохранения на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания.
Ее функции: повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков; обеспечение эпидемиологического мониторинга за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом; обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны; обеспечение контроля за соблюдением законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности; внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на региональном и национальном уровнях.
Центральным звеном в системе организации медпомощи станет первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП), в рамках которой планируется поэтапное увеличение объема медицинской помощи и перечня лекарственных средств для бесплатного амбулаторного лечения. Универсальность ПМСП будет обеспечиваться путем дальнейшего перехода к семейному принципу обслуживания (далее - СПО), предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику. СПО будет осуществляться врачами общей практики или мульти-дисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона. По мере увеличения численности врачей обшей практики и роста их компетенции, они будут замещать мульти-дисциплинарные команды.
Также предусмотрено дальнейшее развитие транспортной медицины, в том числе санитарной авиации, скорой медицинской помощи и телемедицины, сети передвижных аптечных пунктов.
Специализированная медицинская помощь будет интегрирована со всеми службами здравоохранения. При этом предусматривается разработка и реализация специальных планов действий по основным социально значимым, неинфекционным заболеваниям и заболеваниям, существенно влияющим на демографию населения страны: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, беременность и родовспоможение. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги.
Наряду с этим, продолжится развитие высококвалифицированной специальной медицинской помощи с привлечением лучших мировых практик.
Институциональной основой национальной системы управления качеством медицинской помощи станет Объединенная комиссия по качеству, на которую будут возложены следующие функции: утверждение клинических протоколов, стандартов в здравоохранении; совершенствование системы аккредитации медицинских организаций; содействие в реализации Национальной политики лекарственного обеспечения; принятие решений по включению и исключению лекарственных средств, изделий медназначения и других медицинских технологий в структуру тарифов, возмещаемых за счет ГОБМП и ОСМС; содействие в эффективном управлении человеческими ресурсами в здравоохранении.
С целью решения вопросов качества, безопасности и доступности лекарственных средств, предоставляемых населению, до конца 2015 года будет разработан Казахстанский национальный лекарственный формуляр (далее - КНФ). За основу КНФ взят Британский национальный лекарственный формуляр, который считается в мире «золотым стандартом».
КНФ будет включать весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах и предельную цену на каждый препарат. Таким образом, он станет большим справочником, как для врачей, так и для граждан страны.
В целях обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения с 2017 года в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование.
Государство будет осуществлять взносы за 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения). Работодатели - за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах - за себя.
Для аккумулирования взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК будет создан Фонд социального медстрахования в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК.
Ставки взносов будут повышаться поэтапно: для государства от 4% в 2017 году до 7% в 2024 году, для работодателя от 2% в 2017 году до 5% в 2020 году, для работника с 1% в 2019 году до 2% в 2020 году, для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) от 2% в 2017 году до 7% в 2020 году. Взносы для работодателей будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, для работников и самозанятых граждан - при исчислении индивидуального подоходного налога.
Дальнейшее развитие медицинского и сестринского образования будет предусматривать триединство клинической практики, медицинского образования и научной деятельности. С этой целью планируется разработать концепцию развития интегрированных академических медицинских центров (университетских клиник) на основе функционального (консорциумы) и организационного (холдинги) объединения научных организаций, медицинских ВУЗов, стационарных и амбулаторных организаций по принципу полного цикла медицинских услуг и подготовки кадров. Создание новых клинических баз и университетских клиник будет осуществляться в партнерстве с ведущими международными университетами и медицинскими организациями. Получит широкое развитие практика привлечения ведущих зарубежных специалистов, ученых и преподавателей в академические процессы.
Для оценки уровня теоретических знаний и практических навыков выпускников будет внедрена система независимой оценки компетенции, базирующаяся на профессиональных стандартах и лучшей международной практике.
Реализация новой Госпрограммы развития здравоохранения «Денсаулык» будет способствовать укреплению здоровья граждан и общества в целом, увеличению продолжительности жизни; повышению доступности, полноты и качества медицинской помощи; расширению бесплатного амбулаторно-лекарственного обеспечения; снижению уровня неформальных платежей на здравоохранение; обеспечит доступ к современным и безопасным медицинским технологиям и лекарственным средствам.