Важное средство доказывания
Автомобилизация, сопровождающаяся значительным увеличением количества транспортных средств на дорогах, наряду с положительными факторами имеет и негативные последствия, связанные с ростом дорожно-транспортных преступлений.
Жизнь современного общества невозможна без транспорта - транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность передвижения. Наряду с этим, значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов являются причиной возникновения ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди.
Раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.
Судебную экспертизу дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств проводят предусмотренные законом лица, имеющие специальные научные знания по поручению следователей и судов. Это, как правило, сотрудники ГУ «Центр судебной экспертизы МЮ РК», региональным подразделением которого является Институт судебной экспертизы по Северо-Казахстанской области (г. Петропавловск).
Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проводимых на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя представленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.
В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП, обстановки на месте аварии, действий участников, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят: наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; столкновение транспортных средств между собой; опрокидывание; наезд на препятствие; выпадение пассажиров из транспортного средства и иные разновидности.
В одном из случаев, в ходе исследования обстоятельств происшествия, экспертом была определена по следам торможения скорость движения автомобиля около 80 км/ч, которая превышала разрешенную скорость движения 60 км/ч на данном участке дороги. Далее экспертом определено, что водитель автомобиля не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода при движении со скоростью, определенной экспертом по следам торможения, а при движении с максимально разрешенной скоростью располагал.
Следовательно, если бы автомобиль двигался с разрешенной на данном участке скоростью, то столкновения можно было бы избежать.
Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение его обстоятельств на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников происшествия и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Оценка всех доказательств осуществляется непосредственно судом.
Ербол Усеинов, эксперт ИСЭ по Северо-Казахстанской области