Верховный суд РФ разъяснил судьям, как следует квалифицировать кибермошенничество и мошенничество с банковскими картами. Пленум ВС РФ выпустил постановление «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», в котором впервые объясняется, в каких случаях и каким образом должны применяться новые статьи о мошенничестве, добавленные в УК РФ в 2012 году, сообщает ТАСС.
В статье «Мошенничество в сфере компьютерной информации» (159.6 УК РФ) предусматривается использование ПО или программно-аппаратных средств для воздействия на серверы, компьютеры (в том числе портативные) или на информационно-телекоммуникационные сети с целью незаконного завладения чужим имуществом или получения права на него. Подобные действия должны быть квалифицированы дополнительно по статьям УК о неправомерном доступе к компьютерной информации или о создании, использовании и распространении вредоносного ПО.
Использование чужих учетных данных подлежит квалификации по статье «Кража». Под использованием чужих учетных данных имеется в виду тайное или обманное использование подключенного к услуге «Мобильный банк» телефона жертвы, авторизация в системе интернет-платежей под похищенными учетными данными и т.п.
Как обычное мошенничество, предусмотренное ст. 159 УК РФ, следует рассматривать хищение имущества путем распространения в Сети заведомо ложных сведений (создание поддельных сайтов, online-магазинов, использование электронной почты).
К статье «Мошенничество с использованием платежных карт» (159.3 УК РФ) следует прибегать в случаях, если мошенник выдавал себя за истинного владельца банковской карты при оплате покупок или осуществлении банковских операций. Обналичивание средств через банкоматы квалифицируется как кража.
Как поясняется в постановлении ВС РФ, хищение безналичных средств с помощью личных данных владельца, пароля, данных карты, полученных преступником от ее владельца путем обмана или злоупотребления доверием, также должно рассматриваться судом как кража.
Изготовление, хранение, перевозка поддельных платежных карт, технических устройств и ПО для неправомерного приема, выдачи, перевода денежных средств, следует считать приготовлением к преступлению (если преступление так и не было совершено по независящим от злоумышленника причинам).
Реализация непригодных к использованию поддельных платежных карт, технических устройств и ПО якобы для хищения денег расценивается как мошенничество или мелкое хищение.
Изготовление или покупка поддельных банковских карт с целью хищения в крупном или особо крупном размере без доведения умысла до конца (по независящим от злоумышленника причинам) является одновременно и приготовлением к хищению, и оконченным преступлением, предусмотренным ст. 187 УК РФ («Неправомерный оборот средств платежей»).