Закон о ГЧП открывает новые возможности для государства и бизнеса

Основные механизмы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) предусмотрены в новом Законе «О государственно-частном партнерстве», принятом в рамках Концепции новой бюджетной политики.

ГЧП дает возможность бизнесу на взаимовыгодных условиях реализовывать социально значимые проекты путем построения долгосрочного сотрудничества с государством во всех сферах и отраслях национальной экономики, в том числе строительстве школ, детских садов, поликлиник, автомобильных дорог и т.д.. При этом, государство получает дополнительные возможности для решения вопросов социальной сферы, бизнес - благоприятные условия для предпринимательской деятельности и гарантии получения прибыли.

Основной целью Закона является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между Республикой Казахстан и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг.

«Наряду с такими базовыми сферами как образование, здравоохранение и строительство автодорог, Закон предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики, за исключением особо охраняемых природных территорий, водохозяйственных сооружений (плотины, гидроузлы), имеющих особое стратегическое значение» - отмечает директор Департамента бюджетных инвестиций и развития государственно-частного партнерства МНЭ РК Нурым Аязбаев.

Нурым Аязбаев поясняет, что с принятием закона о ГЧП в Казахстане внедряется механизм «конкурентного диалога», когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в обсуждении и разработке концепции проекта, конкурсной документации и проекта договора ГЧП.

 

Основные нововведения Закона:

1. Возможность проведения прямых переговоров (частная финансовая инициатива), когда частный партнер может инициировать проект по объекту, находящемуся в его собственности.

2. В проектах ГЧП могут принимать участие субъекты квазигосударственного сектора, как со стороны государства, так и со стороны частного партнера.

3. Внедрены новые виды контрактов (сервисные контракты, контракты жизненного цикла) и другие нововведения.

В реализацию нового Закона ГЧП приняты необходимые нормативно-правовые акты: 6 приказов, 2 постановления и 1 Указ Президента (по перечню объектов, не подлежащих передаче в ГЧП).

В настоящее время существует 3 способа инициирования проекта ГЧП.

Первый, в рамках Закона «О концессиях». Реализация проекта вытекает из инвестиционного предложения на государственный инвестиционный проект с дальнейшей разработкой концессионного предложения, конкурсной документации и проекта договора концессии.

Второй, в рамках нового Закона «О ГЧП». По сравнению с концессией этап планирования проектов ГЧП оптимизирован, т.е. он начинается с разработки непосредственно концепции проекта ГЧП. Если концессия ориентирована преимущественно на крупные инфраструктурные проекты, то новый Закон позволяет быстро запустить «малые проекты» на региональном уровне с проведением конкурса по упрощенным процедурам.

Третий способ инициирования проекта -частная финансовая инициатива. Новый механизм определения частного партнера, применяемый в международной практике, позволяет заключать договора ГЧП путем прямых переговоров. Заключение договора ГЧП возможно при наличии у частного партнера готового объекта для реализации на его базе проекта ГЧП. При этом частный партнер вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор.

Аналогичный механизм возможен в инновациях: в случае если у частного партнера имеются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

На сегодня разработана вся необходимая законодательная и методологическая база ГЧП, а также сформирована институциональная система.

В условиях ограниченности бюджетных средств ГЧП становится реальной альтернативой реализации социально значимых проектов путем построения долгосрочного сотрудничества Правительства, регионов и бизнеса на взаимовыгодных условиях.

23 февраля 2016, 10:28

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854