Законопроект о запрете предоставлять информацию иностранцам развивает курс на контроль за любой информацией

Законопроект о запрете предоставлять иностранным государствам и международным организациям информацию без согласования с «уполномоченными органами» объединяет два управленческих тренда.

С одной стороны, он развивает тему контроля за информацией - и заодно паразитирования на быстро развивающихся бизнесах, связанных с обменом информацией. Скажем, скандальный закон «О персональных данных» требует от компаний переносить серверы в Россию - что создает как коррупционные риски, так и возможности для неконкурентного развития местных владельцев дата-центров. Информационные угрозы - сегодня самые хорошо продаваемые государству лоббистами-силовиками угрозы, и государство готово платить за все новые и новые методы защиты.

Отсюда, например, расширение сферы секретности - известный указ президента о засекречивании данных о военных, погибших в мирное время.

Ученые институтов РАН уже жалуются на активизацию работы режимно-секретных отделов, требующих предварительного согласования публикаций.

С другой стороны, репрессивные законы пишутся максимально неопределенно и широко - в момент обсуждения авторы соглашаются, что законопроекты некачественны, но настаивают, что правоприменение будет разумным. Правоприменение сразу начинает создавать нелепые ситуации. Закон о защите детей от вредной информации приводит к блокированию интернет-ресурсов порой по анекдотическим соображениям. Списки экстремистской литературы начинают вступать в конфликт с законом о защите чувств верующих - и вот уже депутатам приходится согласовывать две несогласуемые нормы с помощью третьей, вводящей список священных исключений.

Предупреждения экспертов о том, что подобные размытые нормы отдают все полномочия правоприменителю, не находят понимания, но находят все больше подтверждений. Развивается практика доносов - и связанная с ней практика самоцензуры.

Показателен случай с директором Библиотеки украинской литературы в Москве Натальей Шариной, которую задержали по подозрению в экстремизме из-за жалобы бывшего сотрудника библиотеки, обвинявшего Шарину в «русофобии». «Покушение на массовое распространение» запрещенной литературы библиотекой - новая квалификация, придуманная следователями, но очевидно, что она задает парадигму: руководители библиотек начинают бояться. И вот уже с полок Первой научно-популярной библиотеки на базе Центральной детской библиотеки № 14 вышестоящее руководство просит убрать монографию Сергея Абашина «Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности». Она не запрещена, но слово «национализмы» явно подозрительное. На местах люди четко ловят сигналы сверху и начинают писать доносы: про это известные околокультурные скандалы года с запретом постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске, переносом премьеры спектакля «Банщики» в Пскове.

Законопроект о запрете предоставлять информацию иностранцам творчески развивает случай библиотеки. На всякий случай информацию лучше не предоставлять никому, депутатам стоит подумать о законопроекте «О вреде информации».

 

Андрей Синицын, Ведомости

2 ноября 2015, 17:36

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий


Мы располагаемся по адресу:
Республика Казахстан
A05D0E0, г. Нур-Султан
пр. Республики, 9/2
Секретариат -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
Алматинский региональный офис -
050059 , г. Алматы, ул. Аль-Фараби 15,
ПФЦ "Нурлы-Тау" 4В, офис 1805.
тел.: +7 (700) 978 68 90/91/92/93
+7 (727) 978 68 90/91/92/93
E-mail: info.sud@kazcourt.kz
Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854